Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Консультативная работа логопеда с родителями в доу. Работа с родителями по логопедии. Перспективный план работы с родителями

1. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

2. Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи , которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
  • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

3. Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Также сообщаю родителям предположительную длительность коррекционного процесса – полгода, год, два. Если занятия с детьми уже идут, рассказываю о дальнейшем этапе работы. Родители проявляют большую заинтересованность, если понимают, для чего делают «лопатку» и «дуют на бабочку».

Организую выставку книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми /ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные/, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету, включающую вопросы речевой карты, которая характеризует раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Аналогичные собрания провожу 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком. В мае даю родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда и родителей /им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы/.

Но этого недостаточно для того, чтобы временной фактор стал составляющей успешного взаимодействия с родителями. Важно, чтобы логопед придерживался позиции: когда бы родитель ни пришел – это лучшее время для работы с ним. Задача логопеда – проинформировать родителей о часах консультаций и необходимости логопедической помощи их ребенку. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован. Это положительный момент в работе с родителями, независимо от того, когда это произошло и насколько речевая проблема усугубилась.

Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. /показ/

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

  • Анкетирование.
  • Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Речецветик».
  • Оформление папок-передвижек с консультациями.
  • Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.
  • Проведение семинаров-практикумов.
  • Выступление на родительских собраниях.
  • Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.
  • Проведение открытых занятий.
  • Совместная подготовка к праздникам.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые будут заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • Тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, подгрупповые занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять справедливые требования к своим детям.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Актуальность:

Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической помощи. Исходя из этого, мы должны повысить уровень психолого-педагогических знаний у родителей в речевом развитии ребёнка.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).
Принципы реализации проекта:
— добровольности;
— сотрудничества;
— значимости (выбранные темы актуальны и принимаемые);
— постоянства обратной связи;
— вариативности форм и методов;
— научности;
— открытости и конфиденциальности.
Проблема: что мы знаем о речевых нарушениях и как работать (воспитывать/заниматься) с детьми, имеющими речевые нарушения?

Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи.

Задачи:
— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
— создать атмосферу общности интересов;
— повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
— воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.

Ожидаемые результаты. Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер — классов; проведение праздника чистой речи; круглый стол (подведение итогов коррекционно-логопедической деятельности).
Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте садика; папки домашних заданий (на выходной).

Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно- аналитический).
Задачи: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;установить контакт с ее членами; согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

2 этап – основной (практический).
Задачи:
разработать и апробировать систему методических материалов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей;

3 этап – заключительный.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

На 1 этапе нами было проведено анкетирование родителей детей , зачисленных на логопедический пункт, с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

После проведения анкетирования нами были проанализированы анкеты. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм (см. Приложение).

На 2 этапе наша работа заключалась в:
— оформлении уголка логопеда в каждой возрастной группе, где была представлена информация о нормах речевого развития детей-дошкольников; о причинах нарушений речи; о правилах проведения логопедических занятий; о правилах и условиях выполнения упражнений с ребенком дома по заданию логопеда;
— изготовлении папки-передвижки, в которой размещалась информация о видах речевых нарушений;
— выступлении на родительских собраниях по темам «Специфика обучения и воспитания детей, посещающих логопедический пункт. Роль семьи в преодолении дефектов речи»; «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»;
— ведении странички логопеда на сайте садика
— проведении индивидуальных/подгрупповых мастер-классов для родителей по постановке/автоматизации звуков в речи;
— заполнении папки домашних заданий на каждого ребенка, посещающего логопедический пункт;

На 3 этапе нами был проведен:
— Праздник Чистой Речи для родителей и детей;
— Круглый стол «Результаты логопедической работы за 2015/2016 учебный год», на котором были подведены и проанализированы итоги эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и итоги эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушениями речи.

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников

Целью работы с родителями в логопедической группе детского сада является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

У детей с нарушением речи может возникнуть болезненное отношение к своему дефекту, что влияет на развитие личности ребенка в целом, на психологический климат в семье, на благополучие семейных отношений.

Педагогическому коллективу необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.

Успешному решению коррекционных задач способствует совместная работа учителя-логопеда и родителей. Я стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию речи детей. Обязательным моментом в проведении родительского собрания является открытое логопедическом занятие. Такие показы проходят 2 раза в год. Родители могут и увидеть динамику развития своего ребенка, его отношение к занятиям, сравнить своего ребенка со сверстниками, помочь ребенку в усвоении программного материала.

После занятия проводится обсуждение просмотренного, родители делятся впечатлениями, учитель-логопед намечает совместные мероприятия по дальнейшей работе с детьми. Родители с большим удовлетворением посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.

Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель- логопед демонстрирует и объясняет родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дает рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

Проводя консультации , всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы:

    Развитие мелкой моторики;

    Артикуляционная гимнастика;

    Речевые игры дома;

    Проверьте слух у ребенка и др.

В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования мне представляется возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а я эти сведения учитываю при дальнейшем планировании работы. Отмечу, что целесообразно начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не стоит писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”.

Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

    Родительские собрания

    Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)

    Индивидуальные беседы

    Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

    Консультации – всеобучи

Практические формы работы:

    Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)

    Семинары – практикумы с участием детей

    Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.

Выступление учителя-логопеда МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» Лапиной Е.В. на методическом объединении специалистов системы КРО по теме:

«Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда»

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта.

Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи.

Является очевидным, что для полноценной логопедической работы в условиях средней образовательной школы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей.

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта.

Главным помощником нам — логопедам является правильно подобранная и доступно донесенная информация.

Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания.

Роль логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы информацию.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми.

Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Формы работы логопеда с родителями

Расскажу, какие формы работы использую сама для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

Родительское собрание

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание » или «Групповая консультация ». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия.

Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания.

На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом.

Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы.

Я участвовала в проведении родительских собраний как в своей школе, так и в детских садах нашего посёлка.

Вот некоторые темы собраний в школе:

  • «Речевая готовность первоклассников к школьному обучению»,
  • «Профилактика нарушений письменной речи детей»,
  • «Распознаём дисграфические ошибки у детей»,
  • «Взаимосвязь между развитием устной и письменной речи обучающихся»,
  • «Игровые приемы работы дома» и т.д.

В детских садах мне приходилось выступать на следующие темы:

  • «Ребёнок на пороге школы»,
  • «Формирование навыков звукового анализа у детей 6-7 лет»,
  • а также по наиболее актуальной в последнее время для родителей теме «Результаты проведения педагогической диагностики на предмет готовности к школьному обучению».

Индивидуальные консультации

Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальная консультация».

На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.

Мой принцип в работе с родителями:

«Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать».

Также я провожу консультации для родителей будущих первоклассников своей школы, особенно если в дошкольном учреждении, которое посещает ребёнок, нет логопеда или ребёнок совсем не посещает детский сад.

Есть речевые нарушения, при которых родители, занимаясь с ребёнком дома, вполне могут помочь ему самостоятельно. А это значит, что будущий первоклассник сможет избежать многих трудностей, которые часто появляются по причине различных речевых нарушений.

Открытые занятия

«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.

Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в будние дни, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей.

Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в школу на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома.

Что же делать в этих случаях?

Консультации по телефону

Во-первых, все более широкое распространение имеет консультация по телефону. Я тоже пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Но она лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации.

Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными. Я тоже, в свою очередь, всегда сообщаю родителям по телефону об изменениях в расписании логопедических занятий.

Взаимодействие логопеда с родителями через интернет

Во-вторых, в последнее время на помощь специалистам приходит интернет с электронной почтой. Здесь уже можно не только сообщать сведения о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее.

Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. А ведь несколько лет назад о таком взаимодействии мы даже не предполагали! Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Очень удобно, на мой взгляд, отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации поставленных звуков.

В последнее время некоторые родители обращаются ко мне за консультацией через социальные сети. Бывает, что завязывается переписка на ту или иную тему, волнующую родителей. Стараюсь помочь им, понимая на отсутствие времени прийти в школу. Ведь главное в нашей работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.

Памятки для родителей

Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия использую так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на консультациях либо вклеиваю в тетради детей.

Логопедические тетради

Немного остановлюсь на тетрадях моих воспитанников. Это непросто тетради, а тетради-дневники.

На первой странице я обязательно пишу план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактным номером телефона.

Также в тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников, записываю в тетради «Молодец», рисую солнышко и т.д. Детям очень нравится положительная оценка их деятельности, они даже подсчитывают, сколько раз у них в тетради записано «Молодец».

Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено.

К сожалению, и в моей практике есть случаи, когда не удаётся установить хороший контакт с родителями. Бывает, что родители не приходят в школу, если их приглашаю на консультацию, не занимаются с детьми дома, не читают мои записи в тетрадях своего ребёнка.

Некоторые родители даже не приходят в школу, чтобы подписать договор о проведении логопедических занятий. А, как известно, логопеды могут проводить свои занятия только после заключения такого договора. Тогда на помощь я призываю классных руководителей таких ребят. Они объясняют на родительских собраниях и в личной беседе о необходимости логопедической помощи для их детей.

Но есть родители, которые не идут на контакт даже со своим учителем. Зачастую это социально неблагополучные семьи или просто равнодушные родители. С ними ещё предстоит большая работа социальным педагогам и педагогам-психологам. Радует то, что всё-таки год от года таких семей в моей логопедической практике становится меньше.

Также хочется отметить, что современные родители – это совсем не те родители, которые были 18 лет назад, когда я только начинала работать учителем-логопедом. Тогда многие даже не знали, кто такой логопед и в чём заключается его профессиональная деятельность.

В моей практике бывало и такое, что ко мне подходили родители и спрашивали:

Это Вы с языком? (Видимо они забыли или не знали на тот момент, что моя профессия называется логопед).

Но вместо того, чтобы засмеяться или обидеться в ответ, приходилось спокойно отвечать:

– Да, я логопед.

Но прошли годы, родители стали грамотнее в вопросах речевого развития. Встречаются мамы, которые, приводя ребёнка на занятия, рассказывают о том, какие виды дисграфий, по их мнению, или мнению другого специалиста наблюдаются у ребёнка. С такими родителями приходится проводить консультации более детально.

Случается, что после проведения логопедического обследования возникает необходимость дополнительного обследования ребёнка другими специалистами – неврологом, детским психиатром, окулистом и так далее. Стараюсь деликатно подходить к этому вопросу, чтобы не обидеть и не напугать родителей своих воспитанников, а объяснить необходимость обследования ребёнка медицинскими специалистами.

По моему мнению, речь человека — это его визитная карточка. Правильная речь — это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

Лапина Елена Викторовна,
учитель-логопед,
МОБУ «Саракташская СОШ №1″,
Оренбургская область,
посёлок Саракташ

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого- педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация -ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· Объединить усилия для развития и воспитания детей;

· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

· Консультативно–просветительская работа

· Коррекционно-обучающая работа

· Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Информация, полученная в результате мониторингового изучения, служит показателем результативности согласованного сотрудничества учителя-логопеда с родителями и используется для выработки максимально эффективных форм взаимодействия, повышающих общую продуктивность коррекционной работы.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:

¾ роль всех членов семьи в воспитании ребенка;

¾ тип семейного воспитания;

¾ позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.

Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:

· излишне негативная оценка деятельности ребенка;

· распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;

· негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);

· противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности с нормальным речевым развитием.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

4. КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА

В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.

По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические . (Приложение 1)

К словесным формам относятся:

· Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

· Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.

· Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

· Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

· Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут, проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Вне зависимости от вида собрания следует придерживаться «10 золотых правил»:

1. Собрание должно запомниться.

2. Должно заставить задуматься.

3. Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей – продолжительность выступления должно быть четко регламентировано, включая необходимые интервалы для вопросно-ответного контакта.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10. Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.

Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.

К наглядным формам работы относятся:

· Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

· Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.

· Получение полезной информации может осуществляться и через буклеты , в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.

· Прайс-листы – сориентируют родителей в большом разнообразии методических пособий и развивающих игр, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

К практическим формам работы можно отнести:

· Открытые занятия

· Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

· Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является индивидуальный логопедический дневник . Она служит для педагога “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.

· Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной . Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы . Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

По количеству участников взаимодействия можно выделить коллективную и индивидуальную формы работы с родителями (приложение 2).

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

· Групповые родительские собрания – проводятся 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

· Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

· Фронтальные открытые занятия – как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

· Речевые праздники.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

К индивидуальным формам работы относятся:

· Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними. (Приложение 3,4)

· Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы , важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

· Индивидуальные консультации должны помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по использованию несложных практических приемов в домашних условиях. Консультации носят коррекционную направленность и учат родителей различным видам продуктивной деятельности: артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения.

Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

· Тетрадь для домашних заданий логопеда, в него помещается весь языковой материал, который должен быть добросовестно отработан в домашних условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабина Е.С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.

2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

3. Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.

4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.

5. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

6. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

7. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.

8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.

9. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.

10. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.

Приложение 1

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
(по источнику информации)

Наглядные Словесные Практические «Логопедические уголки» Консультации Открытые занятия

(общие и индивидуальные)

Информационные стенды Беседы Занятия-практикумы

Ширмы, папки-передвижки Семинары, лекции Тетради с домашними заданиями

«Экран звукопроизношения» «Круглые столы» Логопедические праздники,

«Прайс-листы» Родительские собрания развлечения

Библиотека для родителей Тестирование Творческие работы родителей

Игротека Анкетирование сочинения на тему

«Мой ребенок»

Приложение 2

Формы взаимодействия с родителями
(по количеству участников)

Коллективная работа Индивидуальная работа

Групповые родительские собрания Анкетирование

Консультации, семинары Беседы

Фронтальные открытые занятия Индивидуальные практикумы по

Речевые праздники обучению родителей совместным

«Дни открытых дверей» формам деятельности с детьми

Индивидуальный

Логопедический дневник

Приложение 3

А Н К Е Т А

Уважаемые родители! Ответы на вопросы данной анкеты помогут нам выявить трудности в речевом развитии Вашего ребенка и построить индивидуальную программу по коррекции и развитию его речи. Заранее благодарим Вас за искренние и подробные ответы.

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Ф.И.О. родителей_________________________________________________

_________________________________________________

3. Довольны ли Вы речью своего ребенка?______________________________

4. С Вашей точки зрения, какие трудности испытывает Ваш ребенок в овладении речью?__________________________________________________

5. Как Вы думаете, в чем причина такого положения?_____________________

6. Какие проблемы развития речи ребенка Вас волнуют на данном этапе?

7. Какую работу по развитию речи Вы проводите дома?(чтение книг, составление рассказов, словесные игры, подготовка к обучению грамоте и другое)

8. Какие виды работы из указанных в п.7 больше по душе Вашему ребенку?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Внимателен ли он в процессе занятий?_______________________________

10.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы познавательного характера? (приведите примеры)_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какой должна быть помощь, оказанная Вам логопедом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. В чем заключается Ваша миссия в работе по развитию речи ребенка?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Ваши пожелания педагогам образовательного учреждения____________________________________________________

______________________________________________________________

«___»___________20__г.

Подпись родителей______________________

Приложение 4

А Н К Е Т А

(на конец учебного года)

1. Фамилия, имя ребенка____________________________________________

2. Довольны ли Вы речью своего ребенка?______________________________

3. Какую работу по развитию речи Вы проводили дома?(чтение книг, составление рассказов, словесные игры, подготовка к обучению грамоте и другое)

4. Проявлял ли Ваш ребенок интерес к домашним заданиям?____________________

5. Как, с Вашей точки зрения, изменилась речь ребенка?(стала лучше / стала хуже / осталась на прежнем уровне)____________________________________

6. Оправдан ли ожидаемый от коррекционных мероприятий результат?

_________________________________________________________________

7. Как Вы думаете, стал ли Ваш ребенок более усидчив и внимателен?

__________________________________________________________________

8. Как Вы оцениваете помощь, оказанную учителем-логопедом Вам и Вашему ребенку?_________________________________________________

9. Какие проблемы развития речи Вашего ребенка Вас волнуют на данном этапе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Ваши пожелания педагогам образовательного учреждения

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___»___________20__г.

Подпись родителей________________