Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции. Христианские праздники Самые известные праздники христианства

Праздником праздников называют верующие христиане Пасху. В основе этого главного церковного лежит сказание о чудесном воскрешении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда-синедриона. Идея воскрешения является центральной , поэтому празднику в честь этого события отводится особая роль.

Отмечается Пасха в первое после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, что она никогда не должна совпадать с иудейской. Таким образом, Пасха является «кочующим» праздником, каждый год выпадающим на разные числа.

К Пасхе привязаны 3 других важных двунадесятых праздника – Вход Господен в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
Вход Господен в Иерусалим еще называют Вербным воскресенье, отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. В основе этого праздника лежит евангельская легенда о том, как перед своей мученической и воскресением Иисус Христос прибыл в Иерусалим, где народ, приветствуя его, бросал на дорогу перед Иисусом пальмовые ветви.

На 40 день после Пасхи отмечается Вознесение Господне. Его основу составляет евангельская легенда о вознесении Иисуса Христа на небо в присутствии его учеников.

На Руси Троица слилась со славянским праздником семик, посвященным духам растительности. Отсюда пошел обычай украшать на Троицу дома зеленью и водить вокруг березы хороводы.

В основе праздника Святой Троицы лежит рассказ о сошествии Святого Духа на апостолов на 50 день после Пасхи. Этому событию православная церковь придает особое значение и толкует его, как завет Иисуса нести весть о христианстве всем народам.

Непереходящие двунадесятые праздники

По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни (связанные с Иисусом Христом) и Богородичные (посвященные Пресвятой Богородице), также христианской церковью отмечаются праздники в честь святых.

Всего не переходящих, а закрепленных за конкретными датами, двунадесятых праздников 9. К ним относятся Рождество Христово, отмечаемое православной церковью 7 января; Крещение Господне, празднование которого приходится на 19 января; 15 февраля отмечается Сретение; 7 апреля – Благовещение; 19 августа празднуется Преображение Господне; 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы, а 21 сентября – Рождество Богоматери; на 27 сентября выпадает Воздвижение Креста Господня, а на 4 декабря – Вход во храм Пресвятой Богородицы.

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2020 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2019 году - 21 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2020 году - 12 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2019 году - 28 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2020 году - 19 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.
  • Вознесение Господне в 2019 году - 6 июня.
  • Вознесение Господне в 2020 году - 28 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.
  • Троица в 2019 году - 16 июня.
  • Троица в 2020 году - 7 июня.
1-2. Зачатие Пр. Богородицы от Анны (9 декабря), Рож-дество Пр. Богородицы (8 сентября)
Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, до старости были бесплодны. Но они непрестанно молились Богу, прося даровать им ребенка. Господь услышал их молитвы, и у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую они нарекли Марией, что означает "господство, госпожа, надежда".
Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы существовал в Византии уже с VIII века, а на Западе стал отмечаться с IX века.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы утвердился в конце V - начале VI века в Иерусалиме и был связан с постройкой церкви Божьей Матери на Пробатике. В Риме традиция празднования этого дня появилась в VII веке с приходом в Рим византийских монахов, бежавших от арабов. Папа Сергий I (687-701) утвердил праздник Рождества Пресвятой Богородицы в календаре Римской Католической Церкви.
В Армянской Церкви они отмечаются с XIII века.

3. Введение во храм Пр. Богородицы
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, родители отвели Ее в Иерусалимский храм. Казалось, младенец Мария не сможет Сама подняться по высокой лестнице из 15 ступеней, ведущей в храм. Но когда Ее поставили на первую ступень, Она быстро достигла верха лестницы, поддерживаемая силой Божией. Первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя, ввел Марию в Святая Святых храма, куда имел право входить только первосвященник лишь один раз в году - для приношения жертвы. Введение в Святая Святых было свидетельством высочайшего предназначения Девы Марии стать Богоматерью.

До 15 лет Пречистая Дева жила при храме в обществе благочестивых дев, читая Священное Писание, занимаясь рукоделием и постоянно молясь и возрастая в любви к Богу.

Возникновение праздника было связано с сооружением на месте старого Иудейского храма императором Юстинианом (527-565) храма Пресвятой Богородицы. освящение которого состоялось 21 ноября 543 г. Когда храм стал мусульманской мечетью, день его освящения стал отмечаться во всем христианском мире как Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В кон. VII - нач. VIII веков этот праздник уже стал отмечаться в Константинополе, с X-XI веков - на Западе, а с XIV века входит в цикл официальных праздников Римской Католической Церкви.

В Армянской Церкви праздник отмечается с XVIII века.
Дата празднования во всех Церквах - 21 ноября/4 декабря.

4. Благовещение Пр. Богородицы
Этот великий праздник установлен в память возвещения Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии благой вести о рождении от Нее Спасителя мира. Сына Божия. Об этом событии рассказывается в Евангелии от Луки (1, 26-38).

В древней Церкви, когда праздник Богоявления не разделялся на отдельные праздники и отмечался 6 января, в день предпразднства отмечалось Благовещение. Трудно сказать, когда он стал отдельным праздником. Несомненно, важную роль в его выделении сыграло строительство церкви св. Еленой, матерью Константина Великого, в Назарете, на том месте, где, по преданию, ангел предстал перед Марией. День освящения этого храма и ежегодное празднование этого дня превратилось в местный праздник Благовещения, который с начала VII века постепенно распространился на весь христианский мир.

Армянская Церковь празднует Благовещение 7/20 апреля, а Православная и Католическая Церкви - 25 марта/ 7 апреля.

5. Успение Пр. Богородицы
Один из пяти главных праздников Армянской Церкви, который отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье (с 12 по 18 августа). По преданию, незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее доме. В третьем часу дня в Ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Ее пречистое тело апостолы похоронили в пещере и закрыли вход в нее большим камнем.

На третий день явился апостол Фома. Апостолы решили открыть вход в пещеру, чтобы Фома смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень - пещера была пуста.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечался в Иерусалиме 13 августа с начала V века. Местом празднования была церковь, построенная в 3 верстах от Иерусалима по дороге к Вифлеему. Затем праздник стал отмечаться 15 августа в Гефсимане на месте могилы Богоматери. В VI веке он распространился в Сирии, в конце века император Маврикий повелел праздновать Успение Богоматери по всей империи, а в VII веке праздник - уже отмечался на Западе.

6. Обретение честного пояса Пр. Богородицы
Во время правления императора Византии Аркадия (395-408) в Иерусалиме нашли пояс Пресвятой Богородицы. В Константинополе построили новую церковь, в которую положили Честной пояс Богоматери для поклонения верующих и утвердили праздник 31 августа.

В древности некоторые составители календарей Армянской Церкви, говоря об этом празднике, отмечали:

"Если хочешь праздновать - празднуй",- а Католикос Симеон Ереванци (1763-1780) сделал праздник обязательным и назначил дату празднования на воскресенье в период с 26 августа по 1 сентября.

7. Обретение фимиамника Пр. Богородицы
В V в. два паломника, направляясь в Иерусалим, проезжали через Галилею и увидели толпу возле дома одной еврейки. Когда они вошли в дом, то увидели фимиамник с ризой. По словам хозяйки, он принадлежал Пресвятой Богородице. Изготовив точную копию, паломники подменили фимиамник, а настоящий отвезли в Константинополь и отдали Патриарху, который положил его в церкви Пресвятой Богородицы и утвердил праздник Обретения фимиамника Богородицы 2 июня.

В Армянской Церкви праздник стал обязательным по утверждению Католикоса Симеона Ереванци, который назначил празднование на 5-е воскресенье после Пятидесятницы.

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников - это 12 особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника - великого события Пасхи.

В это число входят как переходяшие праздники, так и праздники с постоянной датой. Самый главный, праздников праздник и торжество из торжеств — это Воскресение Христово (Пасха). Мы подготовили полный список этих праздников. Даты непереходящих праздников указаны по григорианскому календарю.

Двунадесятые непереходящие праздники

Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.

Дата Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю . Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая.

— воскресенье перед Пасхой. Праздник отмечается за семь дней до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.

— отмечается на 40-й день после Пасхи.

Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.

— Святая Троица празднуется на 50-й день после Пасхи.

Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.


Христианские праздники – важная составная часть христианского культа, дни церковных торжеств, связанные с чествованием наиболее значимых для христиан библейских и исторических лиц и событий. Их можно разделить на общехристианские общехристианские конфессиональные. конфессиональные. Общехристианские признаются православными, католической и некоторыми протестантскими церквами. Они возникли в первые века христианства, и это обусловило широту их распространения. К ним относятся, в первую очередь, Рождество Христово и Пасха. Общехристианские признаются православными, католической и некоторыми протестантскими церквами. Они возникли в первые века христианства, и это обусловило широту их распространения. К ним относятся, в первую очередь, Рождество Христово и Пасха. Конфессиональные характерны лишь для одного из трёх христианских течений или отдельных конфессий Конфессиональные характерны лишь для одного из трёх христианских течений или отдельных конфессий


Рождество Христово 7 января Рождество Христово – один из основных христианских праздников, связанных с рождением Иисуса Христа. Католической церковью он отмечается 25 декабря, в православии - 7 января. В этот день более двух тысяч лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос – обещанный Богом Спаситель мира. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом.


Крещение господне 19 января Праздник Крещения Господня - один из самых древних праздников христианской Церкви. Слово «крещаю», «крещу» означает по-гречески «погружаю в воду». Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Крещение - это начало восстановления первоначального образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Сам Господь будучи безгрешным в покаянии не нуждался, но принял крещение, положив Своим примером начало великому таинству, через которое человек входит в церковь. Когда же Спаситель принял крещение, свершилось явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог-Сын крестился в водах Иорданских, Бог-Дух Святой сходил на Него с небес в виде голубя, Бог-Отец свидетельствовал о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». В Крещенский Сочельник и в самый день праздника после литургии в храмах совершается великое освящение воды, после которого она становится великой святыней, исцеляющей душевные и телесные недуги. На Крещение особым считается даже снег выпавший в этот день


Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и отмечается 2 (15) февраля. « Сретение » (старослав.) – « встреча ». Это праздник в честь встречи праведником Симеоном Мессии – ребёнка - Христа, которого принесли в храм для посвящения Богу. Чему учит нас праздник Сретения Господня? Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих. Он обещал еще Адаму и Еве, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось. Во - вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду Божию. Сретение Господне


Масленица Это древний народный праздник не закреплён за определённым числом календаря. Масленица относится к праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу целую неделю в преддверии Великого поста, который длится семь дней до Пасхи. Название праздника возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять - люди пекут блины масленые, и потому сырную неделю называют масленицей. Масленица – самый весёлый праздник. Каждый день недели имеет своё название, а названия эти говорят о том, что в этот день полагается делать. Понедельник – встреча Вторник – заигрыши Среда – лакомка Четверг – разгуляй Пятница – тёщины вечера Суббота – золовкины посиделки Воскресенье – прощёный день


Благовещение Особенно большим праздником на Руси считался день Благовещение Пресвятой Богородицы, который праздновался 25 марта по старому стилю (7 апреля). Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. В Евангелии от Луки () рассказывается о том, как архангел Гавриил явился Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева со смирением приняла волю Божию. В древности этот праздник назывался Днем Воплощения. В этот день было заведено отпускать птиц на волю. Эта традиция символизирует освобождение души от грехов и святость помыслов в такой светлый праздник. Благовещение считают праздником весны и всеобщего благоденствия в природе. С праздником связано много народных примет: в этот день нельзя выполнять какую-либо домашнюю работу. Даже «птица гнезда не вьет в этот день», - говорили в народе. Считается, что на Благовещение и Пасху в аду не мучают грешников.


Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Это праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Это праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. На этот праздник верующие приходят с ветками вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной На этот праздник верующие приходят с ветками вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа.


ПАСХА Для православных этот день – Праздник праздников и Торжество из торжеств: он – главный праздник в православии. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на умы и души прихожан, по красоте и торжественности. Пасха всегда приходится на весенние дни, когда возрождающаяся природа сама способствует людскому торжеству, воодушевляет народ, заражает его оптимизмом и бодростью. Во время Великого семинедельного поста люди должны задуматься над своей жизнью, раскаяться в грехах, очиститься от душевной скверны, внутренне обновиться. Заключительная неделя поста носит название страстной седмицы, так как в эту неделю вспоминают страсти Господни – страдания Иисуса Христа перед казнью, крестные муки и погребение. Перед верующими проходит вся жизнь Бога-Сына, всё сотворённое Им на земле. В субботу закачиваются последние приготовления к празднику Воскресения Христова. Дом уже сияет чистотой, ароматно пахнут пышные куличи, розовеют творожные пасхи, радуют глаз пасхальные крашеные яйца. Снедь несут в храм святить – назавтра эти блюда станут украшением праздничного стола. Перед полночью начинается крёстный ход. Великая Суббота сменяется Светлым Христовым Воскресеньем. «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»


Пожилые люди мечтали умереть именно в Светлую неделю, когда, по поверию, открыты врата рая. Верили, что можно стать здоровым и красивым, если умыться водой, в которую опущено крашеное яичко. Немало народных обычаев связано с Пасхой. Девицы, веря, что Бог становится особенно добр в Светлое Христово Воскресение, обращались к нему с сокровенной просьбой: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого!» От Пасхи и до самого Вознесения даже самые скупые люди не отказывали нищим в милостыне – верили, что в эти дни Христос может явится в образе нищего, чтобы проверить, насколько человек чтит Божии заповеди, милосерден ли он, чиста ли его душа, добры ли помыслы?


Троица На пятидесятый день после Пасхи христиане отмечают праздник Святой Троицы. Библейская легенда повествует о том, что именно в этот день на учеников-апостолов сошёл Святой Дух. Они обрели способность говорить на иных, не известных им ранее языках. Это было указание Бога-Отца нести весть о христианстве всем народам и языкам, отныне они могут пророчествовать и свершать чудеса. На месте сошествия на апостолов Святого Духа был построен первый христианский храм, а день этот стали торжественно праздновать. На Троицу храмы и дома украшают ветками берёзы, цветами. На церковной службе также стоят с цветами в руках. Это символизирует обновление людей силою сошедшего с небес Святого Духа, подобно тому как обновляется весной и летом вся природа. Народ на Руси всегда любил Троицын день, причём празднества растягивались на всю седьмую после Пасхи неделю. Её называли ещё семицкой. Шумные игрища, гулянья по лесу, гадания и обряды, связанные с замужеством, которые могли совершать только девушки в отсутствие мужчин любого возраста.. Самое уважаемое дерево на Троицу – берёза. Древние славяне считали, что берёза обладает особенной жизненной силой, дерево светлое и чистое, да и одевается в зелёный наряд оно раньше всех.


Вознесение Праздник установлен в память мифического вознесения Иисуса Христа на небо. Он отмечается на 40-й день после пасхи, в промежутке между 1 мая и 4 июня по старому стилю. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос воскрес чудесным образом и вознесся на небо. Событие это свершилось на 40-й день после воскресения Христа. Мифы о вознесении богов имелись в далеком прошлом у многих народов. Древние боги, погибая, возносились на небо, обретая свое место среди других богов. Своим содержанием праздник порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "жизни вечной".


Преображение Господне Преображе́ние Госпо́дне, описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Преображе́ние Госпо́дне, описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Евангелиях Иисуса Христахристианской Евангелиях Иисуса Христахристианской Православное празднование (в XX-XXI веках) совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. Православное празднование (в XX-XXI веках) совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. Православное 19 августа юлианскому календарю Католической церкви 6 августа Армянской Апостольской Церкви Православное 19 августа юлианскому календарю Католической церкви 6 августа Армянской Апостольской Церкви


Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Это праздник в память кончины Девы Марии, матери Христа. Это праздник в память кончины Девы Марии, матери Христа. Отмечается 15 (28) августа. Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. православной католической церкви Божией Матери церковному преданию апостолы Иерусалим


Список литературы Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., Белов А. Когда звонят колокола. М., Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., Емелях Л. Загадки христианского культа. Л., Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.-Л., Список литературы Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., Белов А. Когда звонят колокола. М., Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., Емелях Л. Загадки христианского культа. Л., Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.-Л., 1931.