Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Один дома – родителей под суд? Один дома: когда оставлять ребенка одного Можно ли ребенку 10 лет оставаться одному

Милейшая Мэри Поппинс, развлекающая детей в отсутствие родителей, - недостижимая мечта многих взрослых, вынужденных ломать голову над тем, кому сидеть с их чадом во время каникул или по вечерам.

Оставлять ребенка совсем одного в поздние вечерние часы не рекомендуется, пока ему не исполнится 12 лет. К ночи все детские страхи усиливаются, поэтому 5 часов, проведенные в одиночестве в утреннее время, и тот же промежуток, в течение которого ребенок ждет родителей вечером, требуют совершенно разных нервных затрат.

Конечно, можно ссылаться на наше детство с ключом на шее или на 6-летних рабочих английских мануфактур 18-го века. Однако если рассматривать самостоятельность ребенка с точки зрения воспитания, нас не может не волновать то, какой ценой она достигается. Поэтому, опрашивая знакомых, родственников , психологов и педагогов по поводу самостоятельного пребывания дома вашего ребенка, не забудьте спросить его мнение по этому вопросу.

Чего боятся родители

Поскольку взрослые, зная творческую натуру своего ребенка, не берутся предсказывать, что он придумает в следующую минуту, их страхи носят характер вселенских катастроф.

Пожары и наводнения. Игра в кораблики с незакрытым краном или кулинарные эксперименты с включенной плитой, безусловно, могут привести к трагическим последствиям. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка дома одного, необходимо убедиться в том, что у него сформированы прочные стереотипы безопасного поведения . Например, если он регулярно забывает выключать воду после умывания, вероятность потопа в ваше отсутствие очень высока. Важно уделить специальное время тренировке полезных привычек, чтобы свести риск к минимуму.

Травмы и отравления. Как правило, они происходят в тех ситуациях, когда ребенок, гордый своей самостоятельностью, решает быть еще более взрослым и пытается достать что-то с антресолей или принять лекарство в случае плохого самочувствия . Необходимо договориться с сыном или дочерью о том, что без вас они не будут делать того, чего никогда не делали раньше. Попросите каждый раз, когда ребенка посещает очередная гениальная идея, обязательно задавать себе вопрос: «А что сказала бы мама?».

Злоумышленники. Как ни странно, но многие взрослые боятся воров и похитителей не меньше, чем их дети. Однако, в отличие от ребенка, родители могут взвесить все факты, почерпнутые в криминальной хронике, и определить наиболее безопасное время для его самостоятельного пребывания в квартире. Лучше всего планировать дела на утро выходных или в будни с 16 до 20 часов, когда большинство соседей находятся дома.

Чего боятся дети

Чтобы оставить ненадолго ребенка одного дома, обязательно нужно его согласие. Но дети часто отказываются побыть наедине с собой из-за страхов .

Темнота. Наше географическое положение, из-за которого большую часть года светает поздно, а темнеет рано, порождает страх темноты не только у детей, но и у взрослых. Однако если последние способны контролировать свои эмоции, то детям крайне сложно бороться с охватывающей их паникой. В результате ребенок может просидеть несколько часов подряд в углу, не притрагиваясь к игрушкам или урокам. Свет, включенный во всей квартире, не спасает от страха, поскольку за окном все равно темно, и ребенок ощущает себя заложником в осажденной крепости. Для того чтобы помочь сыну или дочери подружиться с темнотой, нужно рассуждать с детской точки зрения. Например, скажите ему о том, что в темноте не видны не только таинственные опасности, но и он сам. Поэтому в любой момент ребенок может спрятаться в темноте, и она его не выдаст. Или купите ему игровой шпионский набор с прибором игрушки . Что касается зомби и дементоров, то авторы книг и фильмов просто придумывают их, не имея другой возможности заработать себе на жизнь. В качестве подтверждения своих слов покажите ребенку ролик, посвященный работе гримеров, превращающих милых и улыбчивых актеров в монстров.

Родители не придут. Это абсолютно иррациональный страх, с которым возможно бороться, только бесконечно повторяя: «Я тебя люблю и обязательно вернусь, что бы ни случилось!».

Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?

Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.

Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.

Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?

Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.

  1. Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
  2. Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
  3. Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
  4. Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
  5. Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
  6. Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?

Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.

Как подготовить ребёнка?

Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.

Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.

Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:

  • Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
  • Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
  • Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
  • Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.

Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.

Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.

Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.

Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?

  1. Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
  2. У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
  3. Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
  4. Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
  5. Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
  6. Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).

Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.


Рано или поздно перед родителями станет вопрос, когда начинать воспитывать в ребенке самостоятельность, и оставлять его одного дома без присмотра. Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.

Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:

Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону

В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.

В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.

В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).

Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.

Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.

США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.

Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности. Для примера возьмем:

  • Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
  • Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.

Как узнать можно ли уже оставлять одного?

Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:

  • играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
  • ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
  • как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
  • в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
  • не боится ли засыпать с погашенным светом.

Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.

Как привить самостоятельность

Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.

Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.

Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.

Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.

Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это — здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность — это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

Здоровая привязанность.
Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

— Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

— Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

— Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

— У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

— У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени — слишком серьезный стресс).

Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

Все родители поначалу опекают малыша. Они во всем ему помогают, почти везде находятся с ним рядом. Но ребенок растет и рано или поздно наступает тот час, когда нужно начинать воспитывать в крохе самостоятельность. Т.е. мамам и папам приходится ослабить уровень своей опеки и отпустить крох от себя немного дальше, чем на «два шага». И вот именно в такой момент родители задумываются над вопросом, а со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного? Понятное дело, что такой вопрос возникает чаще из-за заботы, а не как вынужденный интерес. Большая часть родителей хотели бы опекать свое чадо всю жизнь. Но для правильного развития человека – этот подход неверен. Да и взрослого мальчишку или девчонку – подростка не оставишь с няней.

Рассмотрим вопрос с разных сторон.

Со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного официально?

Многие действия родителей по отношению к детям регулируются законом страны, где проживает семья. И это надо учитывать. Ведь законы зря не пишутся.

И вот, что гласит закон нашей страны: оставлять ребенка одного дома без присмотра родителей и других взрослых можно не ранее 14 лет.

Это связано, прежде всего, с вопросами безопасности. Надо сказать, что в других странах эта планка не на много отличается от нашей. В Европе, детей официально можно оставлять одних дома с 16 лет, в Японии с 14 лет, а в Индии – с 11-2 лет.

Но это, что касается официальных законов. По факту все бывает немного иначе.

Со скольки лет можно считать сына или дочь готовыми к самостоятельности?

По сути, чтобы ответить на вопрос, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, нужно понять, когда наступает момент готовности девочки или парня к самостоятельности. Что это значит? Это значит то, что ребенок должен быть готов к принятию каких-то решений, и он не будет бояться отсутствия рядом старших. При этом сын или дочка должны четко осознавать, что делать можно, а чего нельзя. Ребенок должен быть осведомлен о правилах безопасности в быту. Ко всему этому его должны плавно подготавливать родители. Все это делается не за один день, а в течение нескольких лет. И лишь тогда, когда мама и папа поймут, что кроха подрос и готов остаться один дома, ненадолго можно пробовать (не ранее достижения сознательного возраста).

Понятное дело, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как все дети разные, и воспитание у них разное. Поэтому и решение, в каком возрасте можно оставить ребенка одного дома будет приниматься индивидуально.

Можно ли оставлять ребенка дома одного?

Поняв для себя, со скольки лет можно оставлять своего ребенка дома одного, хочется понять, а как надолго это стоит делать. И тут сразу предостережение: несовершеннолетние дети не должны оставаться без присмотра старших дольше, чем на несколько часов. Т.е. вашему ребенку уже исполнилось 12-14 лет, и уйти в магазин, парикмахерскую, на работу, оставив сына или дочку дома, теоретически можно. Но вот, допустим, уехать в отпуск на недельку или на дачу на выходные, оставив такого ребенка без попечения старших, родители не могут. Просто не имеют права. Даже подросшие дети нуждаются в контроле взрослых. Полная самостоятельность допустима лишь с возраста 18 лет.

Как понять, что ребенок достаточно подготовлен к самостоятельности?

Чтобы решить, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, надо ответить себе еще на один вопрос, как понять, что ребенок готов к самостоятельности? Здесь все просто! Ребенок, который в будущем вряд ли станет испытывать трудности в направлении развития самостоятельности, наделен следующими качествами:

  • Он не часто задействует взрослых в игре;
  • Он редко отвлекает внимание старших по пустякам;
  • Он способен решать мелкие бытовые вопросы сам (сходить в туалет, почистить зубы, попить воды и т.д.);
  • Не боится спать в своей комнате с потушенным светом;
  • Не впадает в панику, если мама на секунду вышла к соседке;
  • Способен принимать решения в школьных и домашних делах.

Для того чтобы оценить готовность собственного ребенка к самостоятельной жизни, достаточно просто понаблюдать за ним. И если вы заметите, что ребенок нуждается в помощи и подсказках взрослых чрезмерно, нужно уделить внимание этому моменту. Чем дольше ребенок нуждается в чрезмерной опеке старших, тем сложнее ему будет привыкать к самостоятельности.