Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Конструирование матросского воротника. Форма моряка название деталей. Конструирование матросского воротника Как называется парадная форма у моряков


Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).


1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл»

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.
По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»). На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».


Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.

Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.
Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб). В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.


Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.


По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

России имеет довольно длинную и богатую историю. На протяжении многих десятилетий в нее вносились изменения и дополнения, менялась расцветка, фасон и ткань, из которой шились повседневные и парадные образцы. Сегодня нам более привычно видеть в форме моряков два главенствующих цвета — белый и чёрный. Трудно поверить, но первая морская форма была тёмно-зеленого цвета, как и у простых военнослужащих. Итак, обо всём по порядку.

ВМФ: форма со дня создания

Военно-морской флот в России появился при Петре I, то есть в XVII веке. Именно тогда и была утверждена первая военная форма для моряков. Пример был взят с обмундирования голландских военнослужащих флота. Это была серая или зелёная куртка из грубой шерсти, зелёные брюки чуть ниже колена и чулки. На голову моряки надевали шляпы с широкими полями. Из обуви морякам разрешалось носить кожаные туфли. Рабочий костюм, который носился ежедневно, состоял из просторной, не прилегающей к телу парусиновой рубашки, парусиновых просторных штанов, треуголки, а также камзола. Роба была серого цвета, а на неё сверху надевалась белоснежная рубашка с лазурным воротничком. Во время работ верхняя форма снималась, в остальное время белая рубаха носилась сверху постоянно. Но сегодня в ВМФ форма выглядит совершенно по-другому.

Из чего шили первую форму?

Для матросов ВМФ форма шилась из облегчённой парусины. Эта ткань была признана наиболее практичной — легко очищалась от самых трудных загрязнений, практически не мялась, хорошо пропускала воздух. В ней было комфортно в любое время года. Черноморский флот был выделен белым цветом повседневной формы, остальные чаще всего предпочитали небесно-голубые оттенки. Парусина использовалась в шитье практически до 80-х годов.

Чуть позже парусиновую ткань стали заменять на хлопчатобумажную. Изменилась и расцветка формы — она стала синей. Если сравнивать пошив того времени с современным, то можно уверенно сказать: сегодня форма ВМФ России уступает по своим качествам, так как шьётся она из самых разных материй не всегда добротного происхождения.

Также изменилась и цветовая гамма — предложен диапазон тонов от синего до чёрного.

Повседневная форма матроса

Повседневная форма ВМФ состоит из следующих элементов: рубахи, брюк, матросского воротника, обуви и, конечно, головного убора. Рассмотрим каждый из предметов отдельно.

Рубаха и в сегодняшние дни выкраивается по образцу старой модели, носится со специальным пристежным воротничком. Ни спереди, ни сзади швов на ней нет. Спереди имеется карман (изнутри точно такой же). Рукава у рубахи длинные, прямые. Обязательной является бирка, на которой размещён несмываемый боевой номер. На плечах — погоны в соответствии со званием. Рубаха носится навыпуск, заправляется только при несении службы на вахте.

Брюки также сохранили фасон семнадцатого века — тёмно-синие, с боковыми карманами, гульфиком, поясом со специальными шлевками. Сейчас на бляхе изображена эмблема ВМФ, раньше — звезда. Хлопчатобумажный воротник синего цвета с вышитыми тремя полосками белого цвета — символами побед в Чесменском, Гангутском и Синопском сражениях.

Обувь и головной убор

Форма ВМФ России включает несколько головных уборов. Это может быть бескозырная фуражка с лентами, на которых обозначено название корабля, либо простая надпись: «Военно-морской флот». На тулье бескозырки размещена кокарда в виде золотого якоря. Во времена Советского Союза кокарда была сделана в виде краба - красная звезда, обрамлённая золотыми листьями. Летняя фуражка шьётся из белой ткани и всегда идёт в комплекте с запасным чехлом. Зимой матросы ВМФ носят шапки-ушанки, сшитые из чёрного меха. Как выглядит в наше время зимняя форма ВМФ? Фото ниже демонстрирует ее внешний вид.

Имеется в комплекте головных уборов и пилотка. Спереди - кокарда, по бокам - три блока для вентиляции. В советское время чёрные пилотки различались по типам — специально для офицеров и состава рядовых. Сегодня пилотки носят все, а полукруглый фасон был изменён на прямоугольный. Ботинки моряков носят интересное название - прогары. Изготавливаются они из юфти, имеют толстую подошву, а к шнуркам ещё прибавились и резиновые вставки. Парадной обувью считаются

Повседневная форма офицеров, мичманов и женщин

Немногим от формы простого матроса отличается форма офицера ВМФ, а также мичмана. В входят шерстяная фуражка чёрного или белого цвета, шерстяная тужурка, кремовая рубашка, чёрное пальто, чёрные брюки, чёрный галстук с золотой закрепкой, кашне, ремень, перчатки.

В качестве обуви могут быть полусапоги, полуботинки или ботинки. Дополнительными предметами одежды являются чёрный свитер, демисезонная куртка, шерстяной плащ или китель синего цвета. Женщины носят чёрные шерстяные пилотки, чёрные юбки из шерсти, блузки кремового цвета, ремень, чёрный галстук с золотой закрепкой, телесные колготки, чёрные туфли или ботинки. Также женщинам разрешено носить чёрный шерстяной жакет. Зимой женщинам положено надевать чёрный каракулевый берет и такое же по цвету пальто.

Парадная форма мичманов и офицеров

Парадная форма ВМФ разделяется на несколько видов согласно погодным условиям. Головные уборы — чёрная или белая фуражка, шапка-ушанка или каракулевая шапка с козырьком (для высших офицеров и Обязательный элемент одежды — чёрный галстук с золотой закрепкой. Шерстяная тужурка бывает двух цветов — белая (летняя) и чёрная (парадная). Чёрные брюки из шерсти, белая рубашка и золотистый пояс — обязательные элементы, из которых состоит парадная форма ВМФ.

Белое кашне или чёрный воротник надеваются в соответствии с погодными условиями. Обувь представляет собой чёрные или белые ботинки, сапоги, полуботинки или полусапоги. На чёрном шерстяном пальто носятся нашивные погоны. Также в комплект входят белые перчатки.

Парадная форма старшин, матросов и женщин

Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин - юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы , которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

История тельняшкиТельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.Что обозначает цвет полос на тельняшке:чёрный: подводные силы и морская пехота;васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;светло-зелёный: пограничные войска;светло-голубой: ВДВ;краповый: МВД;оранжевый: МЧС.Что такое гюйс?Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.Почему на гюйсе три полоски?Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:у Гангута в 1714 году;у Чесмы в 1770-м;у Синопа в 1853-м.Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (с)

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета , а летние хлопчатобумажные форменки - белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

Нет, не спится!; ответил юнга.

Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах - у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” - военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма . В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближенной Петру - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья - красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии - соответственно две полосы, а матросы третьей - три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии - золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый - цвет пламени и черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Гюйс

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс - м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Глобальный контрудар - быстрый и глобальнай ответ на ПРО США Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

Форма ВМФ имеет довольно-таки длинную историю возникновения. Данная одежда меняется со временем. В ней появляются новые аксессуары, дополнения. Также меняется внешний вид самих деталей. Ниже будет рассказано о том, как именно появилась данная форма. Также мы расскажем, какие она претерпевала изменения. Кроме этого будут приведены интересные факты, которые увлекут многих читателей статьи.

История появления такой парадной формы

Первый раз парадная форма ВМФ возникла во время правления великого Петра Первого. Появление ее связано с возникновением самого Российского морского флота. Общеизвестной является дата данного события - тридцатое октября.

Вначале была введена униформа. Она предназначалась для ношения матросами и нижними чинами. Выглядел данный предмет одежды следующим образом:

  1. Куртка.
  2. Укорочённые брюки. Цвет штанов и куртки был зелёным. А сшиты эти элементы гардероба были из грубой шерстяной ткани.
  3. Также в состав комплекта входили чулки.
  4. Широкополая шляпа.
  5. Туфли из натуральной кожи.

Данная форма ВМФ была скопирована с голландской морской униформы.

Рабочий костюм

Также был каждодневный рабочий костюм, который носился вместо мундира. Данный комплект состоял из следующих предметов одежды:

  1. Рубаха свободного кроя. Она была просторной.
  2. Брюки, сшитые из парусины.
  3. Треугольный головной убор.
  4. Камзол.

В такое обмундирование были одеты ушаковские матросы во время похода по Средиземноморью.

Брюки из парусины серого цвета и рубаха относились к робе для выполнения каждодневной работы. Сверху данного комплекта одежды было принято надевать рубаху белого цвета. Отличительной чертой ее был воротничок лазурного цвета. Так одевался рядовой состав флота. Эта форма ВМФ была утверждена во второй половине 19 века.

Какие использовались ткани для пошива?

Долгое время форма ВМФ (фото ее представлено в статье) изготавливалась из парусины облегчённого типа. Это было связано с тем, что данный материал легко поддаётся стирке и выведению различных загрязнений. Данная ткань использовалась в пошиве формы до восьмидесятых годов прошлого столетия. Также существовало различие в цвете одежды между различными флотами. Например, черноморский имел форму белого цвета.

А остальные флоты использовали для ношения голубой тон. Затем форму стали шить синего цвета либо темно-синего. Также поменялась ткань. Вместо парусины стал использоваться хлопок. В последние годы форму принято шить в различных ателье на заказ. Для ее производства может использоваться любая ткань. Стоит сказать о том, что она не всегда бывает хорошего качества. Цветовая палитра для пошива формы может быть в диапазоне от синего до чёрного цвета. Часто для изготовления используется такой материал, как старшинка. Он обладает плотной текстурой и считается тканью высокого качества.

Каждодневная одежда для матросов

Какая форма ВМФ России для матросов на каждый день?

Ниже будет рассмотрен костюм матроса, который принято носить каждый день. Форма для него имеет несколько названий, а именно: «роба», «рабочее платье». Правильным является «флотский костюм». Также платье матроса принято называть кителем.

Костюм матроса включает в себя следующие элементы одежды:

  1. Рубашка.
  2. Брюки.
  3. Специальный воротник матроса.
  4. Обувь.
  5. Головной убор.

Рубашка

Следует сказать, рубашку матроса принято называть рубахой. Это связано с тем, что она имеет свободный крой. А ее внешний вид напоминает древнюю рубаху. У данной одежды есть специальный воротник в матросском стиле. Крой сделан таким образом, что спинка и передняя часть не имеют швов. В передней части рубахи есть карман накладного типа. Помимо этого имеется внутренний карман. Предусмотрен специальный разрез. Он застегивается посредством пуговицы. Рукава имеют обычную, прямую форму, они втачные. Также данный предмет одежды имеет погоны простой формы. Они соответствуют званию носителя. Помимо этого обязательным атрибутом матросской рубахи является бирка белого цвета. Она содержит информацию о боевом номере человека. Данный номер не смывается. Принято носить рубаху навыпуск. В случае нахождения на вахте ее следует заправлять в брюки. В холодный период времени сверху надевается пальто либо бушлат. Также в качестве утеплителя может использоваться шинель.

Брюки служащего на морском флоте. Новая форма ВМФ

При пошиве брюк до сих пор используется крой, который применяли в семнадцатом веке. Материал для пошива данных штанов берется темно-синего цвета и имеет хлопчатобумажную основу. Главными особенности матросских брюк являются карманы. Они расположены по бокам. Также присутствуют специальные застежки на гульфике. Помимо этого есть пояс с петлями. Они называются "шлевки", держат ремень. Ремень формы сделан из кожи. На нем имеется бляха с государственной символикой. Сейчас на ней изображена эмблема ВМФ. Ранее, в советские времена, на бляхе можно было увидеть якорь и звезду.

Воротник как важный атрибут формы

Следует знать, что воротник имеет символическое значение. Оно заключается в том, что на нем расположены три белые полосы. Они являются символом побед ВМФ в таких сражениях:

  1. Чесменское.
  2. Гангутское.
  3. Синопское.

Материал изготовления воротника хлопчатобумажный. Он имеет подкладку. Носится воротник поверх рубахи. Парадная форма ВМФ включает воротник в свой комплект.

Матросский головной убор - фуражка

Следует сказать о том, что форма имеет несколько головных уборов. Прежде всего стоит сказать о фуражке без козырька с ленточкой. На ленточке имеется надпись. Там может быть написано "Военно-Морской Флот" либо наименование корабля. Фиксируется лента на околыше. Донышко, стенки и околыш сделаны из шерстяной ткани. Также бескозырка имеет кокарду. Она расположена на ее тулье. Кокарда фуражки представлена в виде якоря золотого цвета. Во времена Советского Союза она была сделана в виде звезды красного цвета, которую обрамляли золотые листья. Такая кокарда называлась крабом. Фуражка изготовлена из ткани белого цвета. Она имеет сменный чехол.

Шапка-ушанка - зимний матросский головной убор

В зимний период времени в комплект формы входит шапка-ушанка. Она сделана из меха и имеет чёрный цвет. Следует сказать несколько слов о том, что были попытки внедрения в матросскую форму такого головного убора, как шапка из шерсти. Она должна была заменить ушанку и использоваться для работ на открытом воздухе. Однако данное нововведение в гардеробе ВМФ не прижилось.

Берет и пилотки

Ещё одним головным убором, который используется, является берет.

Помимо берета форменный комплект дополняет пилотка. По бокам ее есть специальные отверстия. Они предназначены для вентиляции. Такие отверстия называются "блочки". Лицевая часть пилотки дополнена кокардой с якорем. В советские времена пилотку носили подводники. Она была чёрного цвета. Помимо этого пилотки различались по типу. У офицеров был один тип, а у рядовых - другой. Весь состав военно-морских войск стал использовать пилотку не так давно. Изменилась форма данного головного убора. Раньше пилотка была полукруглой, а в настоящее время имеет прямоугольную форму. Помимо этого пилотка дополнилась выпушками белого цвета. В прошлом такие элементы были только на пилотках офицеров и мичманов. Звезда была заменена на кокарду.

Матросская обувь

Ботинки матросов заслуживают отдельного внимания. Они выполнялись из юфти и имели толстую подошву. В просторечной форме такие ботинки назывались «гадами». Эта обувь делалась со шнурками. В последнее время у них появились резиновые вставки. Старослужащие матросы предпочитают носить сапоги. Называются они хромовыми. Это связано с тем, что для их производства используется кожа, которая дубилась в хроме. Помимо хромовых сапог есть яловые сапоги. Они используются в суровых климатических условиях. В жарком климате матросы носят сандалии.

Особенности формы мичманов и офицеров

Форма для ношения каждый день для такой категории военнослужащих, как офицеры и мичманы, включает нижеперечисленные элементы одежды:

  1. Фуражки из шерсти. Они могут быть белого и чёрного цветов.
  2. Шерстяная тужурка.
  3. Пальто чёрного цвета.
  4. Рубашка кремового оттенка.
  5. Чёрный галстук с золотистой закрепкой.
  6. Кашне.
  7. Брюки чёрного цвета.
  8. Ремень.
  9. Перчатки.
  10. Сапоги.
  11. Полусапоги.
  12. Ботинки.
  13. Пилотка из шерсти.
  14. Тёплый свитер, который будет соответствовать цветовому направлению.
  15. Куртка, которая используется для демисезонной погоды.
  16. Плащ.
  17. Синий шерстяной китель.

Особенности женской формы. Какая она?

Женская форма включает в свой комплект пилотку, которая изготовлена из чёрного шерстяного материала. Помимо этого форма состоит из чёрной юбки из шерсти, блузки кремового оттенка, чёрного галстука, на котором присутствует позолоченная закрепка. Также женский костюм предполагает ношение ремня, туфель или ботинок чёрного цвета и колготок. Колготки должны быть телесными. Еще женщины носят жакет.

В холодное время года женский форменный комплект включает в себя каракулевый берет чёрного цвета, шерстяное пальто, перчатки. Обувь меняется на сапоги. Если климат не очень суровый, то можно носить ботинки. Разрешено надевать свитер, шапку-ушанку, плащ и пилотку.

Какие существуют виды?

Можно выделить несколько видов формы ВМФ:

  1. Парадная.
  2. Дембельская форма ВМФ.
  3. Офисная.

Помимо этого форма одежды ВМФ делится на зимний и летний варианты.

Парадная форма. Описание

Парадная форма имеет несколько вариантов. Это связано с различными погодными условиями. Рубашка белого цвета, чёрные брюки из шерсти и золотой ремень являются главными составляющими парадной формы.

Что касается обуви, то у парадной формы ВМФ могут быть ботинки черного цвета либо белого. Также допускается ношение полусапог или сапог в двух цветовых решениях. В зависимости от погодных условий разрешены кашне либо воротник.

В холодное время года в комплект парадной формы входит пальто черного цвета из шерсти. Поверх него пришиваются погоны накладного типа, они точно такие же, как те, что используются на тужурках. На рубашках погоны съемные. Зимний вариант парадной формы включает ношение перчаток черного цвета. Если погодные условия не слишком суровые, то можно военнослужащим использовать плащ или же куртку демисезонного типа. Помимо черных перчаток военнослужащие могут надевать также белые.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, что представляет собой ежедневная, офисная формы ВМФ и другие виды подобной одежды. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.


В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.


Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.


Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.


Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.


Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео