Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Аппликация в старшей группе «Жостовские подносы». Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа) план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) н

«Жостовские россыпи»

для детей старшего дошкольного возраста

Собкович Любовь Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»

Цель: знакомство с жостовской росписью.

Задачи:

    Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи.

    Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края.

    Закреплять приемы рисования пластилином.

    Развивать фантазию, внимание, память, воображение.

    Воспитывать интерес к народным промыслам .

Оборудование и материал: изображения жостовских подносов, аудиозаписи, презентация «Жостовская роспись», разрезные картинки, круги Луллия; заготовка цветов и подноса для создания композиции, пластилин, черный картон, стеки, салфетки.

Словарная работа: композиция, «замолёвок», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка».

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов», русская народная мелодия «Сударушка» в обработке Ю.Слонова, «Ой полна, полна коробушка» (сл.Н.Некрасова).

Художественный ряд: стихи о Жостово.

Ход деятельности

Дети входят в группу под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Воспитатель: Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите.

Подносы разноцветные в ряд стоят,

Яркими рисунками радуют ребят.

Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей) Это жостовские подносы.

Дети читают стихи:

Г. Степановой «Жостово - цветущий край»

А. Загрядского «Жостовские подносы»

«Подарок из Жостова»

Давайте отправимся в местечко под названием Жостово и посмотрим с чего все начиналось.

Беседа о жостовской росписи

В давние – давние времена в селе Жостова, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы (Слайд 2 )

Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

Да, ребята, название их пошло от имени села, «жостовский поднос» ( Слайд 3 )

Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) ( Слайд 4 )

Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм (Слайд 5 ). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому (Слайд 6 ). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

Ребята, а что в основном изображают на подносах? ( Слайд 7 ) (Букеты, цветы)

Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре)

Какие краски используют мастера? (Ответы детей)

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Рядом мак и василек, по бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. А помогут нам волшебные шкатулки.

Дети выбирают понравившуюся шкатулку и одновременно выполняют задания:

    «Составь композицию». Бумажные заготовки подносов дети украшают вырезанными цветами.


    «Разрезные картинки» . Дети собирают поднос из разрезных картинок (предлагается несколько вариантов).

Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

Физкультминутка «Цветы»

А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы ( Слайд 8 ).

Сначала художник придумывает, какой цветок будут рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Называется это прием «замалевка».

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот прием называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Этот прием называется «прокладка цветом».

Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот прием «чертёжка».

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот прием так и называется – «привязка».

Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но сначала я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. А помогут мне в этом наши волшебные круги.

«По порядку» (с помощью кругов Луллия)

Дети крутят круги, воссоздавая последовательность создания жостовского рисунка: замалёвка, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка .

Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.

Создание композиции в технике пластилинография

(музыкальное оформление: р.н.м. «Сударушка», обработка Ю.Слонова)

На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы.

    Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых.

    Выкладываем фиолетовый шарик, «наступаем» на него пальчиком и тянем его в центр

Слайд 9

    Чтобы цветок стал объемным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине.

Слайд 10

    То же самое проделываем с белыми шариками.

    Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка.

Слайд 11

    Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки.

Слайд 12

    Оформляем край подноса (по желанию)

Наши подносы готовы, и я предлагаю вам отправиться на ярмарку. Вы будете продавцами (купцами), а я покупателем.

«На ярмарке»

Звучит песня Н.Некрасова «Ой полна, полна коробушка»

Воспитатель по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

Все работы хороши, порадовали меня от души. Такие не стыдно и подарить. Давайте подарим их своим мамам.

Приложение

Художественный ряд

Жостово - цветущий край

Г.Степанова

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса… .

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

***

Жостовские подносы

О Жостовских подносах давно молва бежит,
Купава золотая на полотне лежит.
Фиалки голубые в подносиках живут
И ласточки лихие летают там и тут.

****

Подарок из Жостова

Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

Физкультминутка «Цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

А потом опять встают
И по-прежнему цветут

Потягивания - руки в стороны.

Потягивания - руки вверх.

Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоны.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

Наталья Диппель

Творческий проект

Тема: жостовский поднос

участники: родители подготовительной "А" группы, дети подготовительной "А" группы, воспитатель: Простосердова Ирина Владимировна

идея: методиста Диппель Натальи Антоновны

Цель: применение творческих способностей в лепке, как нетрадиционные подходы в сотрудничестве и сотворчестве с родителями

Программые задачи:

1. Продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса

2. Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимомти от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.)

3. Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов.

4. Развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и коллективного взаимодействия в общей работе по дизайну - оформлению

5. Воспитывать у детей спсобности в дизайнерском искусстве оформления.

Предварительная подготовка: подготовить детали листев, цветов, раскрасить их, накатать пластилиновых жгутиков, предварительно познакомить с жостовскими подносами, как их изготавливают, оформляют, познакомить с элементами оформления жостовских подносов, названиями, дать представления о видах оформления подносов, провести презентацию- слайды по теме "Жостовские подносы", рисование жостовских подносов.

представляем жостовские подносы

внимательно слушаем задание


рассказываем, какие бывают композиции на жостовских подносах


мамы выбирают название композиции жостовского подноса. (заготовки цветов и листьев, сделаны детьми и раскрашены ими заранее, заготовки разложены на дощечки с учетом принципа: вид цветка, например, только маки, или только незабудки, розы, нарциссы, георгины- эти цветы дети собирали из отдельных лепестков, также заранее вылеплены листья и завитки для добавленния зелени в композицию узора)


выбор сделан в пользу композиции "Букет в раскидку"

а здесь выбор выпал на композицию "Полувенок"


мамы взяли круги-пробники, на которых и будут составлять композицию будущего жостовского подноса


микрогруппы детей работают по составлению бардюра жостовского подноса (используются большие грампластинки и круги синего цвета


бардюры у всех разные


мамы стараются!


дети в своем усердии и старании не отстают


в коллективной деятельности проявляется принцип сотрудничества


принцип содружества тоже важен в работе


и мамы, и бабушки, и дети увлечены творчеством


уже определилась композиция, но это еще наметки дизайна, предстоит совметная деятельность с детьми


создаем тему "Букета"


получается красиво!


бардюр завершен


теперь будет совместная деятельность


мамин дизайн детяи надо перенести на свою заготовку, здесь пригодится принцип сотворчества


а здесь ярко прослеживается принцип учения с увлечением, или как в методике говорят "Творчество, как метод обучения"


помощь бабушки кстати


получается КРАСРТА! (букет в раскидку)


это сплошное удовольствие - работать вместе с мамой!


Так взаимодействовать, значит, добиться двойного успеха " Я и мама!"


композиция "Букет"


как это здорово - работать вместе!


уточняется в работе и специальный словарь! (это очень необходимо, отработка определенной группы слов)


сравнить есть, с чем- настоящий жостовский поднос и сборник "Творчество мастеров-умельцев"


вот, что вышло!


презентация совместной работы с мамами!


вместе с мамой рассказываем о работе!


рассказывать с мамой перед детьми - это просто и здорово!


мама и подскажет и поддержит!


А эта композиция - "Венок"


работы получились разные, но это чудеса тволрения совместного сотрудничества по детско- взрослому проекту "Жостовский поднос"


сделаем выставку!


красота жостовских подносов!




ПОЛУБУЙТЕСЬ СОВМЕСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ!

вскоре детям подготовительной группы и их родителям предстоит выступить на родительской конференции по теме "Совместный детско- взрослый проект "Жостовский поднос", но это уже другая деятельность и работа!

Воспитатель по изодеятельности МАДОУ детский сад «Теремок» город Муравленко Тюменская область ЯНАО

Интересная информация о детском саде «Теремок»

Цель программы - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской национальной культуры средствами народной педагогики.

Программа включает четыре блока, один из которых - это расширенная программа на четыре возрастные ступени (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Один из основных условий практической работы с детьми является использование на занятиях только подлинников образцов народных промыслов.

Особое место в программе «Умелец, да рукоделец» уделяю углубленному знакомству с историей промыслов, характерными особенностями их цветового содержания.

Отработана технология работы по представленным промыслам, которые включают определенные этапы.

В данном материале представлен опыт работы, авторские технологии по знакомству дошкольников с русскими матрешками, жостовской росписью.

Назначение методического материала

Представленный материал можно использовать для работы не только в обычных детских садах, но и в специальных коррекционных учреждениях: логопедических, сурдологических и для детей с задержкой психического развития.

Русская народная матрешка

В целях экономии материала лепим матрешку, используя уже готовую форму - пузырьки от витаминов «Ревит» или же бутылочки от питьевых йогуртов.

Знакомство с жостовской росписью так же провожу поэтапно. Вначале вместе с детьми изготавливаем подносы способом лепки «папье-маше». Определившись с цветом подноса, закрашиваем его в нужном цвете. Далее дети самостоятельно работают над росписью подноса. Весь этот процесс (многоэтапность) позволяет детям усвоить глубоко и прочно знания о данном виде промысла, получить практические навыки.

Конспект занятия по народно-прикладному искусству для подготовительной к школе группе на тему «Композиция из цветов» (роспись подноса элементами жостовской росписи)

Программное содержание : обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции; учить составлять узор, заполняя середину и кайму; учить составлять букет из крупных и мелких цветов; закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев; воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.

Материалы: жостовские подносы, круглые подносы из папье-маше тонированные, гуашь, кисти.

Предварительная работа: наблюдение за цветами, рассматривание открыток, чтение сказок и стихов о цветах.

Ход занятия

Воспитатель:

Вот жостовский черный, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу,

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу.

Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)

Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

Где родина подносов?

Как называют село, где изготавливают подносы?

Назовите первых мастеров жостовской росписи?

Воспитатель : «Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».

Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.

Показ последовательности росписи узора.

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте.

Воспитатель:

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

Спрашивает детей, где они могут быть использованы.

Конспект занятия по народно-прикладному искусству в старшей группе на тему «Роспись силуэта Загорской матрешки»

Программное содержание : учить детей узнавать матрешку на выставке среди других игрушек по ее облику, особенностям наряда; украшать сарафан матрешки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование тычком лепестков; развивать интерес к русской народной игрушке; воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.

Материал: выставка кукол, в т.ч. и одна матрешка, альбомный лист с изображением матрешки, гуашь, кисти, тычки.

Предварительная работа: разучивание потешек, песен, игры с матрешками.

Ход занятия

Воспитатель : «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей. Как вы думаете, в какой музей вы пришли?» (Ответы детей.)

Да, мы с вами в музее кукол. Посмотрите, какие они красивые, нарядные. А какая из этих кукол особенная, не похожа на других?

Она вам понравилась? Тогда мы возьмем матрешку на занятие. Согласны?

В изо-студии дети садятся на ковер.

Воспитатель:

У Загорских-то матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд.

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?

После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»

Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».

Воспитатель : «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».

Физминутка.

Самостоятельная работа детей.

При подведении итогов занятия Матрешка хвалит детей:

«Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки-крошки!»

Матрешка: «Мне теперь в музее не будет скучно. Я предлагаю в музее сделать выставку матрешек».

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Жостовские россыпи»

для детей старшего дошкольного возраста

Собкович Любовь Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»

Цель: знакомство с жостовской росписью.

Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи.Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края.Закреплять приемы рисования пластилином.Развивать фантазию, внимание, память, воображение.Воспитывать интерес к народным промыслам.Оборудование и материал: изображения жостовских подносов, аудиозаписи, презентация «Жостовская роспись», разрезные картинки, круги Луллия; заготовка цветов и подноса для создания композиции, пластилин, черный картон, стеки, салфетки.

Словарная работа: композиция, «замолёвок», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка».

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов», русская народная мелодия «Сударушка» в обработке Ю.Слонова, «Ой полна, полна коробушка» (сл.Н.Некрасова).

Художественный ряд: стихи о Жостово.

Ход деятельности

Дети входят в группу под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Воспитатель: Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите.

Подносы разноцветные в ряд стоят,

Яркими рисунками радуют ребят.

Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей)Это жостовские подносы.

Дети читают стихи:

Г. Степановой «Жостово - цветущий край»

А. Загрядского «Жостовские подносы»

«Подарок из Жостова»

Давайте отправимся в местечко под названием Жостово и посмотрим с чего все начиналось.

Беседа о жостовской росписи

В давние – давние времена в селе Жостова, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы (Слайд 2)

Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

Да, ребята, название их пошло от имени села, «жостовский поднос» (Слайд 3)

Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) (Слайд 4)

Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм (Слайд 5). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому (Слайд 6). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

Ребята, а что в основном изображают на подносах? (Слайд 7) (Букеты, цветы)

Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре)

Какие краски используют мастера? (Ответы детей)

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Рядом мак и василек, по бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. А помогут нам волшебные шкатулки.

Дети выбирают понравившуюся шкатулку и одновременно выполняют задания:

«Составь композицию». Бумажные заготовки подносов дети украшают вырезанными цветами.

«Разрезные картинки». Дети собирают поднос из разрезных картинок (предлагается несколько вариантов).

Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

Физкультминутка «Цветы»

А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы (Слайд 8).

Сначала художник придумывает, какой цветок будут рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Называется это прием «замалевка».

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот прием называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Этот прием называется «прокладка цветом».

Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот прием «чертёжка».

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот прием так и называется – «привязка».

Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но сначала я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. А помогут мне в этом наши волшебные круги.

«По порядку» (с помощью кругов Луллия)

Дети крутят круги, воссоздавая последовательность создания жостовского рисунка: замалёвка, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка.

Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.

Создание композиции в технике пластилинография

(музыкальное оформление: р.н.м. «Сударушка», обработка Ю.Слонова)

На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы.

Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых. Выкладываем фиолетовый шарик, «наступаем» на него пальчиком и тянем его в центр Слайд 9Чтобы цветок стал объемным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине. Слайд 10То же самое проделываем с белыми шариками.Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка. Слайд 11Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки. Слайд 12Оформляем край подноса (по желанию)

Наши подносы готовы, и я предлагаю вам отправиться на ярмарку. Вы будете продавцами (купцами), а я покупателем.

«На ярмарке»

Звучит песня Н.Некрасова «Ой полна, полна коробушка»

Воспитатель по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

Все работы хороши, порадовали меня от души. Такие не стыдно и подарить. Давайте подарим их своим мамам.

Приложение

Художественный ряд

Жостово - цветущий край

Г.Степанова

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса… .

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Жостовские подносы

О Жостовских подносах давно молва бежит,Купава золотая на полотне лежит.Фиалки голубые в подносиках живутИ ласточки лихие летают там и тут.

Подарок из Жостова

Вот жостовский чёрный изящный поднос С букетом из лилий, пионов и роз.В нём бликами летнее солнце играет,Каймой золотистой по краю сверкает.

Физкультминутка «Цветы»

На лугу растут цветыНебывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,Только это не беда.

Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки.

А потом опять встаютИ по-прежнему цветут

Потягивания - руки в стороны.

Потягивания - руки вверх.

Дети машут руками, изображая ветер.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

Цель:

Знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово;

Задачи:

1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

Материал:

1. Пластилин разных цветов и оттенков;

3. Дощечки для лепки;

  1. Салфетки;

5. Бумажные шаблоны подносов;

6. Выставка жостовских подносов.

7.Картинки цветов.

8. Карта деревни.

Предварительная работа: рассматривание подносов.

Художественный ряд : стихи о Жостове.

Методические приёмы : беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа : помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

Оформлена выставка жостовских подносов.

Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы, которые висят на доске. Дети сели на ковер.).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что такое Родина?

Это место, где мы живем.

(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):

Да. Родина, это место, где человек родился, живет.

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?

Жостовскими подносами.

Воспитатель:

Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?

Формой, размером, на подносах разный фон.

Воспитатель:

Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?

Цветы. Букеты из цветов.

А какие цветы вы знаете?

Ромашки, пятилистники, розы….

(Воспитатель загадывает загадки о цветах. На доске рядом висит изображения цветов)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Стоят в лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет - расцветает. (Подснежник)

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка... (мимоза)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Воспитатель:

Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

(ребенок читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

Воспитатель:

Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

Висит на стене. На подносе стоит сервиз.

Воспитатель:

Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.

Воспитатель:

Создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?

Замалевка.

Воспитатель.

Следующий этап –подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Называется?

Бликовка.

И я приготовила для Вас фильм о Деревне Жостово и о изготовлении подносов.

ФИЛЬМ. 3 мин.

(Ребята вставайте теперь мы немножко разомнемся.)

Физминутка “Цветки”.

Я вас приглашаю на свои рабочие места.

(Сели на подготовленные рабочие места).

Рассказ и показ этапов работы: Внимательно посмотрите и послушайте, что мы сейчас с вами будем делать.

  1. Отщипываем кусочек пластилина;
  2. Катаем шарик;
  3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
  4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру(так со всеми шариками);
  5. Катаем шарик для сердцевины;
  6. Еще один цветок;
  7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
  8. Прикладываем к подносу

Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.