Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Рыцари в наше время какие они. Есть ли рыцари в наши дни? Что запомнилось и понравилось больше всего

Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок

Начинаем наш урок.

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка на вашем лице и хорошее настроение будут с вами в течении всего урока.

Постановка учебной проблемы.

Откройте учебник на стр 30 прочтите название.

Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

- Кто знает, кто такие рыцари?

Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феодал.

Существуют ли рыцари сейчас, какая работа у них была и где они жили?

Давайте сами попытаемся предположить, дать ответ на эти вопросы. (Говорят дети).

Это лишь ваши предположения, а как и где мы можем узнать, правы ли мы? (спросить у взрослых, прочитать в книге, найти в интернете).

Мы попытаемся узнать это из книг. Будем работать в парах. Каждая пара получит текст, в котором можно найти ответ на эти вопросы.

Работа по учебнику в группах

1 гр. – Болезни и войны.

2 гр. – Описание внешнего вида замков.

3 гр. – Внутренние помещения замков.

4 гр. – Кто такие рыцари.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка самостоятельной работы. Выступления учащихся.

Проверка осмысленности самостоятельной работы и выслушивания рассказов.

1 гр. Зачем строили такие замки?

2 гр. Почему замки были такие большие?

Кто мог стать рыцарем?

Как одевались рыцари?

Где жили?

Чем занимались?

Существуют рыцари в наше время?

1.Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.

2.Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Это наука геральдика. Очень разнообразные гербы рыцарей. На войне, лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу; на турнире , герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

А вот сейчас мы посмотрим, сможем ли мы с вами одолеть эту древнюю науку “геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своём хозяине? Хочу обратить ваше особое внимание на форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа.

3. Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они го­ворили о силе и могуществе их владельцев, слу­жили им надёжной защитой. И сегодня эти ка­менные крепости поражают наше воображение. Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрыви­стом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. В рыцарское жи­лище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала и металли­ческая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие по стройки.

Это было безопасное, но не очень удобное жилище. Темно и мрачно в зимние дни в стенах: замка! Стекла не знали, окна закрывали ставнями Для обитателей этой каменной громады были привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у жарко пылавшего камина.

4.Основным занятием рыцарей в Средневековье была война . Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны?

Турнир Охота Пир

Выражение решения

- Мы с вами создали образ рыцаря средних веков. Какие были рыцари? (Смелые, выносливые, сильные, ловкие….)

- Существуют ли рыцари в наше время?

Какого человека мы можем назвать рыцарем в наши дни? (Идёт работа в группах. Предложить детям текст для самостоятельного чтения и ответа на поставленный вопрос)

- Оказывается ещё с рыцарских времён к нам пришли и некоторые рыцарские манеры.

- Какие? (Обычай снимать шляпу; здороваясь, снимать перчатку).

6 . Рефлексия.

В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века.

- Понравилось ли вам работать на уроке? (показ ладошки)

- Что запомнилось и понравилось больше всего?

- Какие сделали для себя открытия?

Хоменко Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ «Алаботинская СОШ»

НОУ «Интеллектуальный лабиринт»

«Есть ли рыцари в наши дни?»

Научно-практическая работа

Выполнила:

ученица 4 класса

Хоменко Диана

Руководитель:

учитель начальных классов

Мирошник Татьяна Владимировна

2013

Введение

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях

Глава 2. История рыцарства

  1. История возникновения рыцарства
  2. Обучение рыцаря
  3. Посвящение в рыцари
  4. Жизнь рыцаря

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить, кто такие рыцари и есть ли рыцари в

Наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-4ых классов.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

  • Кто такие рыцари?
  • Чем они занимались?
  • Какими качествами обладали?

Я решила узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 30 человек. Данные опроса представлены в таблице.

Вопросы

Ответы

  1. Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

  1. Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

  1. Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

  1. Существуют ли рыцари в наши дни

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

  1. Какими качествами обладают рыцари нашего времени

доброта

честность

смелость

мужество

верность

храбрость

сила

ловкость

ум

вежливость

воспитанность

благородство

  1. Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах

Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты

Считают, что рыцарь никогда не пел

Считают, что рыцарь был храбрым

Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью

Считают, что рыцарь обладал жестокостью

Считают, что у них есть рыцарские качества

Верят, что рыцари есть в наши дни

Продолжая исследовательскую работу, я предложила ребятам написать сочинения о рыцарях и нарисовать герб. Много было интересных работ. Послушайте сочинение Чурсанова Андрея (приложение) и посмотрите какие гербы нарисовали ребята (приложение).

Чтобы больше узнать о рыцарях, я обратилась к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник» . Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

  1. верховая езда
  2. фехтование
  3. обращением с копьем
  4. плавание
  5. охота
  6. игра в шахматы
  7. сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

  • верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.
  • прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.
  • женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

  1. Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

  • Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.
  • Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.
  • Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

Я решила выяснить , есть ли рыцари в моём классе?

Мальчикам было предложено понаблюдать за своими хорошими поступками. Наблюдения проводились в течение одной недели. По итогам наблюдений я составила таблицу.

Фамилия, имя

Защитил слабого

Оказал помощь

Уступил дорогу страшим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс портфель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Джоджуа Эдуард

++++

+++++

Серов Александр

Салыков Алмаз

Серов Егор

++++

Чурсанов Андрей

++++++++++

++++

+++++

Чернышов Алексей

++++++

++++++++++

+++++

ИТОГО

Таким образом, я выяснила, что всего за неделю мальчиками было совершено 84 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провела не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Библиографический список

  1. Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.
  2. Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.

Управление

образования администрации

Ардатовского муниципального района

VI районная научно - практическая конференция
школьников «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа

«Есть ли рыцари в наши дни»

Митякин Николай,

ученик 3 «б» класса

МБОУ «Ардатовская СОШ»

Руководитель:Летина Н.И.,

учитель МБОУ «Ардатовская СОШ»

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях………………………………..3-4

Глава 2. История рыцарства…………………………………………………..5

    1. История возникновения рыцарства…………………………......5

      Обучение рыцаря…………………………………………………6

      Посвящение в рыцари……………………………………………7

      Жизнь рыцаря…………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список использованной литературы………………………………………..11

Приложения

Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить какова роль рыцарства в наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-го класса.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

    Кто такие рыцари?

    Чем они занимались?

    Какими качествами обладали?

Я решил узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 9 человек. Данные опроса представлены в таблице. (см. приложение №1)

Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

    Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

    Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

    Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

а. Да

б. Нет

в. Не знаю

    Существуют ли рыцари в наши дни

а. Да

б. Нет

в. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Чтобы получить подробные ответы на мои вопросы, я обратился к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

- Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник» . Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

- Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

- Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

- Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

- А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

- Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

    верховая езда

    фехтование

    обращением с копьем

    плавание

    охота

    игра в шахматы

    сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: " Жалую тебе звание рыцаря . Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

    верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.

    прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.

    женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

2.4.Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого , потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

    Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.

    Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.

    Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

- Есть ли рыцари в моём классе?

С помощью моей учительницы Натальи Ивановны я составил таблицу наблюдений за рыцарскими поступками мальчиков 3 «б» класса. Наблюдения проводились в течение одной недели. Представляю её вашему вниманию.(см. приложение №2)

Защи-

тил слабо-го

Оказал по-мощь

Усту-пил дорогу стар-шим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс порт-фель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Базаев Ярослав

++

+

++++

+++

10

Коробков Андрей

+

+++

+

+++

8

Кручинкин Стас

+

++++

++++

++++

13

Мизинов Олег

+

+++

+

++

++++

11

Митякин Коля

++

+++

++

+++

++++

14

Разумовский Алеша

+

+++

+

+

++++

10

Сипигин Рома

++

+++

+++

8

Смолин Артем

+

++

+

++

6

Сухарев Даниил

+

++++

+

++++

10

ИТОГО

8

26

6

19

31

90

Таким образом, я выяснил, что всего за неделю мальчиками было совершено 90 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провёл не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Список использованной литературы

    Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.

    Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.

Приложения

Районная научно-практическая конференция учащихся

«Науки юношей питают…»

Секция социология

Тема: Рыцари всех времен.

МБОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района, 8 класс

Научный руководитель: , учитель истории МБОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района

I. Введение

II. Основная часть.

2.1. Значение слова «рыцарь» в словарях.

2.2. Традиции и атрибуты средневекового рыцарства.

2.3. Знаменитые рыцари

2.4. Сравнительный анализ качества современного и средневекового рыцаря

2.5. Анкетирование и анализ полученных данных по результатам анкетирования.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы.

V. Приложение.

I. Введение

Я часто слышала фразу от родителей, учителей: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцари всегда ассоциируются с лошадьми. Сильные лошади в их бронированных доспехах, были специально натренированы для битвы; он никогда не должен наносить вред женщине (независимо от ее семейного положения); он всегда должен относиться к ней с уважением и защищать ее от любой опасности. Так неужели в современном обществе встретить рыцаря со средневековыми качествами очень трудно? Неужели лучшие качества рыцаря, перечисленные нами в начале статьи - всего лишь вымысел? С помощью опроса мне захотелось узнать, знают ли учащиеся нашей школы о рыцарских качествах и как их используют в обществе.

Цель : выяснить качества средневекового и современного рыцаря, сравнить рыцарей средневековья с современными людьми.


Задачи :

· выяснить происхождения значения слова рыцарь;

· выяснить качества средневекового и современного рыцаря;

· понаблюдать за учащимися школы, за их поведением, умением общаться, отношением к слабым, за благородством, галантностью и преданностью своему делу.

· сделать соответствующие выводы, заключения.

Объект исследования : рыцари.

Предмет исследования: качества современного и средневекового рыцарства.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, работа в сети Интернет.

Ценность полученных результатов: проведенное исследование раскрывает качества средневекового рыцаря, позволяющего современных молодых людей использовать их в обществе.

Характеристика источников: в использованных литературах и справочниках можно найти доказательства качеств средневекового и современного рыцаря, сравнивать рыцарей средневековья с современными людьми.

I 1. Основная часть

2.1. Значение слова «рыцарь» в словарях.

Читая исторические книги, смотря фильмы о бесстрашных рыцарях, меня всегда привлекала, своей необычностью, жизнь рыцарей. Я с удивлением наблюдаю за событиями, описанными в книгах или показанных на экране в кино, в которых участвуют рыцари. Мне всегда было интересно понять, кто мог носить такое громкое название – рыцарь? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила справочники советских и российских авторов.

В толковом словаре русского языка и слово рыцарь означает феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена; самоотверженный, благородный человек, рыцарь без страха и упрёка.

Ученый лингвист объясняет, что рыцарь конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; член рыцарского ордена, братства; честный и твердый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе, но дела его безумны. Рыцарствовать, рыцарить, витяжествовать, витязничать, наездничать. В большом советском энциклопедическом словаре рыцарь (нем. Ritter, первонач. - всадник) в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооружённый конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда рыцарь - самоотверженный, благородный человек.

2.2. Традиции и атрибуты средневекового рыцарства.

Из источников я выяснила, какие традиции и атрибуты использовали средневековые рыцари, которые играли важную роль в жизни рыцарей.

Традиции:

· Юношу одевали в белое - символ чистоты, красное - символ крови, которую он должен был проливать в защиту церкви и государства, и в черное платье - символ смерти, навстречу которой он шел бесстрашно.

· Затем ему вручалась шпага, которую благословлял священник на подвиги чести и отваги: рыцари и благородные дамы надевали ему шпоры, панцирь, латы, нарукавники, перчатки, опоясывали шпагу и, наконец, подавали ему щит.


· Затем старший рыцарь у которого он был в науке, три раза ударял его по плечу плашмя шпагой, говоря: «Делаю тебя рыцарем во имя Господа, Св. Михаила и Георгия: будь мужествен, храбр и честен.

· У рыцарей-крестоносцев возник обычай закладывать в рукоять меча святые реликвии - символы непобедимости. Рыцари, вонзая меч клинком в землю, крестообразной рукоятью вверх, использовали его в странствиях как крест для моления. Например, герой Роланд, погибая в неравной битве с маврами, разбил о скалу свой меч Дюрандаль, чтобы находящиеся в его рукояти святые мощи не достались неверным.

· Важное значение в культуре Средневековья имели рыцарские турниры. Они способствовали укреплению идеалов свободы, самопожертвования, верности долгу, благородства в отношении к противнику и любви к Прекрасной Даме. Например, олицетворением благородных качеств рыцаря стали Св. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Мартин Турский, Людовик IX Святой. 1

Атрибуты:

· Герб - изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т. д.

· Военный клич

· Тяжелые военные доспехи Боевой конь

2 .3. Знаменитые рыцари

К знаменитым средневековым рыцарям я бы отнесла Уильяма Маршала, Храброго Роланда, сэра Ланселота, Ричарда Львиное Сердце, Карла Великого, Сулеймана Великолепного. 2

Положительные и отрицательные качества я попыталась увидеть и выделить сегодня. Защитники живут и среди нас. Примером являются офицеры нашей армии, которые участвуют в военных действиях «горячих точек» по всему миру, а их отвага и героизм является примером рыцарства. В моей семье и среди моих знакомых есть участники военных действий. Это мои прадеды – участники Великой Отечественной Войны: и. А также друзья моего папы – участники боевых действий в Афганистане: , .

Примером защитника моей семьи, ее опорой, является мой отец. Именно в нем я вижу качества рыцаря, он предан своей семье, всегда защитит нас. На него можно всегда положиться, никогда не подведет и в трудную минуту всегда придет на помощь.

2.4. Сравнительный анализ качества современного и средневекового рыцаря

Перед тем как выявить качества современного рыцаря я провела опрос на тему Опрос «Можно ли считать современную молодежь рыцарями?» среди учеников нашей школы. Из 20 опрошенных учеников качеством современного рыцарства назвали мужество, ответственность, тактичность, галантность, преданность.3 На основе анализа опроса я составила качества современного и средневекового рыцаря.

Средневековый рыцарь

Современный рыцарь

· мужество, отвага;

· верность, преданность;

· великодушие;

· благоразумие;

· учтивость, куртуазность, хорошие манеры;

· вольность;

· свобода (полная личная независимость);

· скромность;

· защищать слабых;

· справедливость;

· служить Прекрасной даме;

· защищать церковь и веру.

· галантен;

· тактичен;

· ведёт себя по-джентельменски;

· рационален и разумен;

· соблюдают здоровый образ жизни;

· мужественный;

· ответственный;

· гуманный.

2.5. Есть ли рыцари в моём классе?

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Я хотела узнать, действительно ли в нашем классе есть настоящие рыцари. В течение двух недель я наблюдала за рыцарскими поступками мальчиков своего класса. Выяснила, что всего за две недели мальчиками было совершено 49 рыцарских поступков. 1 Но мне хочется, чтобы рыцарских качеств взрослой жизни было больше, чем подростковой. 2

III . Заключение.

Из моего исследования я сделал выводы, что рыцарство сегодня существует, но все же не такими качествами современные рыцари обладают чем средневековые. Мой вывод подтвердили и опрошенные мной люди. Все реже мы можем встретить рыцарей похожих на рыцарей средневековья Артура, Персеваля, Овейна, Лансел – рыцарей