Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Пушкина «Евгений Онегин. Проблемы воспитания и образования в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин Тема образования в евгении онегине

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить... ревновать... казаться мрачным, изнывать...». Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. литература, 1977, с. 33. Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Евгений Онегин один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю:

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей...

Пушкинский герой -- порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, “резкий, охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой.

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал. театры, балы, рауты Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог…

Мир Онегина - это мир светских приемов, подстриженных парков, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина.

Пушкин показывает, как просыпается город:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик...

Поднимаются люди, у которых есть дела, а Онегину некуда спешить он все еще в постели.

Забав и роскоши дитя,

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра...

На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом.

Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев. Наверное, мы не прочь были бы пожить такой жизнью, немножко. Немножко, но всю жизнь?!

Представим себе: каждый день «то же, что и вчера». Но ведь Онегин образованный человек своего времени. Неужели ему это не надоело? Надоело!

Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил свет и шум.

Сын богатого помещика, единственный наследник, он не умеет и не хочет трудиться: «Труд упорный ему был тошен». Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа. Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже "давно зевал средь модных и старинных зал" Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. литература, 1977, с. 33.. Ему скучно и на балах, и в театре: "...Отворотился - и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. литература, 1977, с. 38. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, "русская хандра им овладела". Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать -- но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его...

Онегин не находит себе места в жизни. Потом так же скучает в деревне. Если же он чем-то и увлекается, то ненадолго и лишь для того, «чтоб только время проводить». Онегину надоедает жизнь городского франта, наскучивает эта роль и он едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку.

Онегин и Ленский, несмотря на то, что оба принадлежат к , получили разное воспитание. рос в Петербурге под присмотром французских гувернеров, получил домашнее образование.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Чему успел научить «француз убогой» Евгения? Прежде всего, французскому языку, которым он, как носитель языка, владел в совершенстве. Ребенок еще не умел говорить, а к нему приставили французскую Madame, которая, общаясь с ним, обучала малыша французскому. Родители Евгения: занятый «проматыванием имения» отец, и предпочитавшая ни во что не вмешиваться мать — не уделяли должного внимания сыну, не общались с ним на родном для него языке. Поэтому можно предположить, что Евгений долго не знал русского языка, как, впрочем, и сам Пушкин. Мосье научил Евгения танцевать мазурку, и вести себя в светском обществе. Этого было достаточно, чтобы произвести впечатление умного и милого молодого дворянина.

Пушкин явно принизил заслуги французского воспитателя. Онегин в определенных пределах своих знаний мог поддержать разговор, а когда чувствовал, что его знаний маловато, то с умным видом предпочитал помалкивать. Способность вовремя промолчать, тоже дана не каждому. Он немного знал латынь, мог процитировать некоторых древнеримских поэтов.

Онегин знал наизусть остроумные эпиграммы, которыми не упускал случая блеснуть перед женским полом, был рассказчиком забавных анекдотов «от Ромула до наших дней».

Евгений совершенно не разбирался в стихотворчестве, «ругал Гомера, Феокрита», вероятно, за тяжелую стихотворную строку. Но увлекался экономическими вопросами, читал Адама Смита.

Наконец, Евгений получил свободу от родительской опеки и гувернеров. Оказавшись в высшем свете, он увидел царившие в обществе лицемерие, лесть, игру в любовь. Он легко принял эти правила поведения и общения.

Но не будем касаться его образования в области «науки страсти нежной», тем более что сфера любовных отношений имеет к его воспитанию довольно отдаленное отношение, а лучше перейдем к .

В России того времени немного найдется молодых людей, получивших университетское образование. Не было принято у дворян посылать своих отпрысков в учебные заведения. Можно предположить, что после смерти родителей Владимира, его родственники приняли решение отправить ребенка на учебу в Германию, чтобы самим не заниматься его воспитанием.

Как бы там ни было, свое воспитание и образование Владимир Ленский получил в Геттингенском университете, где общался с такими же, как он сам, молодыми людьми, верившими в любовь и дружбу, и готовыми ради дружбы на жертвы. Пылкость и искренность были главными чертами в характере Ленского.

Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь

В отличие от Онегина, который не мог отличить ямба от хорея, Ленский разбирался в поэзии, был поклонником Гете и Шиллера, сочинял элегии.

Они были разными – Онегин и Ленский. в возрасте, воспитании и мировоззрениях порождало споры.

И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

И тем интереснее им было вместе.

Онегин не ездил к соседям. Более того, завидев, что кто-то едет к нему, он требовал коня и просто сбегал из дома. Ленский, в отличие от Онегина, нанес визиты вежливости, но разговоры о «псарне и вине» были ему скучны. Единственная семья, к которой он ездил с удовольствием почти каждый вечер, была семья Лариных. Там жила его любимая – . Девушка простая, бесхитростная, но живая, и энергичная. Владимир посвящал Ольге свои стихи, мечтал о женитьбе. И все предвещало скорый брак между ними.

Но вот чего не хватало Евгению Онегину и Владимиру Ленскому в их образовании и воспитании, так это их увлеченности каким-либо занятием, отсутствие полезности государству и обществу. Если Ленский еще мог применить свои знания на практике – стать неплохим поэтом или журналистом и печататься в журналах, то Онегин был вовсе не приспособлен ни к какому труду. Отсюда его метания, хандра и скука.


12 билет 1 вопрос.

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Вступление. Онегин – типичный представитель своего поколения

Воспитание и образование Онегина

День Онегина

Изменения, произошедшие с Онегиным после дуэли и путешествия по России

1. Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типичный образ.

2. Прежде всего, Пушкин показал, как воспитывались такие люди, как Онегин. Он получил домашнее воспитание, что было нехарактерно для дворян начала 19 века. Как правило, они получали либо военное, либо светское воспитание в университете. Онегина же воспитывал месье Лабе, «француз убогой», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Таким же образом воспитывался и Пушкин до поступления в Лицей. Онегин же не получил глубокого образования, и Пушкин сетует по этому поводу:

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть…

3. Он вышел в свет в 17 лет и сразу кинулся во все развлечения, которые ему мог дать «Петербург неугомонный». Вот его распорядок дня. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом. Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев. Конечно, такая жизнь «в вихре света» не может удовлетворять умную личность, а Онегин, без сомнения, умная и недюжинная натура. Он быстро устаёт и от своих минутных любовниц, и от друзей. Отравленный скепсисом, он уезжает в деревню, пытаясь сменить обстановку и образ жизни, но хандра и там «гонится за ним, как тень».

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела.

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей.

4. Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским, хотя Пушкин отмечает, что они сошлись "от делать нечего". Это, в конце концов, привело к дуэли.

Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В ту пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

После дуэли Онегин уезжает, так как его преследовала окровавленная тень. Он путешествует по России. Главу «Путешествие Онегина» Пушкин убрал оп цензурным причинам. По мысли поэта, Онегин должен был побывать на Нижегородской ярмарке, увидеть аракчеевские военные поселения. К тому же, мучения совести, осознание того, что юный поэт был убит в угоду света, потому что Онегин боялся хохотни глупцов, - всё это привело к изменениям в душе героя. Встретясь с Татьяной в Петербурге, он понимает, что он потерял, отказавшись от неё. Он перерождается. Он способен теперь на настоящее чувство.

Финал романа открытый. Мы только можем понять, что, оставив Онегина «в минуту, злую для него», мы его оставляем на распутье. Многие критики предрекали ему судьбу декабристов. Вполне возможно… Вспомнить хотя бы судьбу декабриста Лунина и многих других, начинавших бретёрами, светскими франтами, а закончивших жизнь в ссылке в Сибири.

Я думаю, не найдется такого человека, который не читал бы известное произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Путем данного повествования я постараюсь рассказать об образовании и воспитании Евгения, а также выразить свое личное отношение к главному герою данного произведения. Структура моего рассказа следующая:

  • образование и воспитание главного героя;
  • личное отношение к Евгению Онегину;
  • личные выводы.

Образование и воспитание главного героя

Евгений был светским молодым человеком, аристократом из столицы, который получил обычное на тот период воспитание. Привычным явлением для Онегина были балы, прогулка по берегу моря, поход в театр. Он владел высоким уровнем культуры и в связи с этим отличался от большинства дворян. Евгений был благороден, что отличало его от остальных. Вскоре Евгений разочаровался в жизни и стал недоволен политическим, а также социальным положением, царящим в стране. Из-за этого молодой человек начал скучать, а также пробовать заниматься тем, что было бы полезно для общества. Правда, Онегин был аристократом и не привык трудиться, в связи с чем он не сумел довести до конца ни одно из дел. То есть Онегин был типичным на то время аристократом.

Личное отношение к Евгению Онегину

На мой взгляд, Евгений жил, не имея цели в жизни и ничем не занимаясь, ни о чем не заботясь. Во время жизни в деревне Евгений вежливо относятся к ее жителям, однако его не волнует их судьба. Он больше задумывается над собственными настроениями. Молодой человек отверг любовь Татьяны, которая была одарена и чиста в нравственном плане, так как просто не сумел отгадать глубину ее требований и оригинальность ее натуры. Евгений убил Ленского, так как поддался сословному предрассудку и испугался того, что о нем скажут другие.

Личные выводы

Таким образом, в заключении хотелось бы сказать о том, что Онегин был действительно умным человеком, в связи с чем спустя некоторое время заметил чувство отвращения к пустому праздному времяпрепровождению. Он пытался найти цель в жизни, ее смысл, занимаясь че-либо, но ничего не вышло. Молодой человек просто впал в депрессию.

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» Онегин Петербургский период. Часть I   АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ - УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ ГБОУ СОШ № 353 ИМ. А. С. ПУШКИНА Г. МОСКВЫ АНДРЕЕВА АЛЛА ЮРЬЕВНА «Летя в пыли на почтовых»        Перечитайте первый монолог молодого повесы (баловня). Прокомментируйте его. Вы осуждаете Евгения? Но ведь это внутренний монолог… А чему он должен радоваться? Он, возможно, вынужден будет «похоронить» себя в деревне… Он принуждает себя к исполнению долга перед родственником (которого, возможно, плохо знает)… Он «продается» за наследство… Во всяком случае: он искренен: роль сиделки ему не по душе! Воспитание и образование молодого дворянина Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил.      -Итак, какое воспитание и образование получил Онегин? Домашнее. Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер. «Monsieur l"Abbe … учил его всему шутя», то есть по системе Руссо, естественного, свободного развития ребенка. Вот где закладывалось внутренняя, непреодолимая потребность у героя «постылой свободы» (так названной Онегиным позже). «Мы все учились понемногу»           -Чему обучен Онегин? Тому, что было востребовано светом: манерам, этикету, умению вести светскую беседу (продолжите перечень) -Почему он читает Адама Смита? Понимает, что это может пригодиться потом. -Зачем ему знание анекдотов «от Ромула до наших дней»? Чтоб «возбуждать улыбки дам». -Вы знаете мнение Пушкина о таком образовании? -А мнение света? «Свет решил, что он умен и очень мил» -А вы как считаете: каков уровень образованности Онегина? -Какие жизненные «уроки» преподал Евгению его отец?    «Давал три бала ежегодно». -Отношение Онегина к балам? «Служив отлично благородно, Долгами жил его отец,.. И промотался наконец». -Пойдет ли сын по стопам отца?     Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. -Прокомментируйте! Онегину непроизвольно дан «урок» потребительского отношения к людям низшим. -А переживал ли Евгений о судьбе гувернера, любившего и баловавшего его? «Вот мой Онегин на свободе» «Юности мятежной пришла Онегину пора»     -Почему Пушкин называет юность «мятежной»? «Как dandy лондонский одет»… -Что вы знаете о дендизме в начале XIX века в России? Итак, перед нами представитель «золотой молодежи» «Онегин, добрый мой приятель»   Мы знакомились с главным героем, знаем, что он -… (договорите!) Задание: ответьте письменно: «Кто он, главный герой романа?» (Составьте не характеристику, а соберите опорные сведения. Пользуйтесь назывными предложениями или словосочетаниями. Например: «петербуржец», «наследник всех своих родных»…) День Онегина   Составьте в конспекте план светского дня Онегина. Прокомментируйте и сделайте вывод. …и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера Бывало, он еще в постелЕ: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут Кабинет      Изображу ль в картине верной Уединенный кабинет, Где мод воспитанник примерный Одет, раздет и вновь одет? Перечитайте описание кабинета Онегина, заметьте все детали и прокомментируйте их значение и предназначение. У вас сложилось впечатление о хозяине кабинета? *Обратили ли вы внимание на авторское замечание: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам. «Мод воспитанник примерный»      Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил. -О какой черте характера героя вы можете сделать вывод? -Как автор относится к этой онегинской слабости? Вспомните пушкинский афоризм: Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. Обед гурмана …и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. Итак: обед гурмана! Вино кометы - вино 1812 года (комета над Россией) Трюфли - редкие грибы со съедобными корнями Страсбурга пирог нетленный - доставлялся консервированным Сыр лимбургский живой - при разрезе растекался  Круг общения  -В каком ресторане и с кем обедает Онегин?  К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин.   Talon - знаменитый ресторан -Поищите информацию о Каверине, сделайте вывод, вспомнив пословицу: «Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты».