Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Прощенное воскресенье и его суть. Прощеное воскресенье: какого числа праздновать и как правильно просить прощения История Мытаря и Фарисея

Праздник Прощенное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом . Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово.

История и происхождение празднества

В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории - изгнание из рая нашего праотца Адама . Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе.

Изгнание из рая Адама и Евы

Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода.

Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков. Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей.

Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь.

В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель. По окончании вечерни происходит чин Прощения.

Интересно! Праздник Прощеное воскресенье отмечает лишь православная и греко-католическая церкви. Четко установленной даты этот праздник не имеет, он зависит от дня наступления Светлой Пасхи Христовой.

Духовный смысл прощения

Главная цель этого дня - взаимное прощение . Необходимо осознать свою греховную природу, которая приносит боль, страдание. Необходимо понять, что только Бог есть судия, только Он может наказывать и миловать.

Важно пройти через личную гордыню , смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика. Если же нет сил простить, то можно обратиться к Господу, честно сознавшись в своей слабости, и у Него испросить прощения для этого человека.

История Мытаря и Фарисея

Многие невоцерковленные люди недоумевают и не понимают, за что им просить прощения: они живут правильно, никого не убивают, чужого не берут, плохого не делают. Именно тут и вспомним историю.

Притча о Мытаре и Фарисее

Фарисей жил праведно , молился, соблюдал пост по средам и пятницам, поэтому считал себя правильнее и умнее других. Мытарь служил захватчикам, собирал налоги с людей, за что они его люто ненавидели. Он понимал свое гнусное положение, поэтому непрестанно молил у Бога прощения.

В результате Всевышний внял мольбе Мытаря и отверг прошение горделивого Фарисея, пытавшегося вознести себя пред другими.

О грехах:

Как правильно просить прощения и прощать

Человек должен понимать, что разница между парой простых слов «прости» и «извини» невероятно велика. Просьба извинить означает «внешнее делание» того, что ни кто и ни в чем более не виноват. Просьба о прощении означает признание вины и обет исправиться.

У кого необходимо просить прощения? В первую очередь у того человека, кого мы совершенно точно обидели, с кем в отношениях есть «натянутость» и обязательно у всего человечества за то, что мы нерадивые христиане. Наши сердца в большинстве своем равнодушны и злы, мы страдаем непониманием друг друга и отчужденностью.

Да, прощать не всегда легко. Простив обидчика, боль, причиненная им, не сразу исчезнет из израненного сердца, это дело времени. Важно простить искренне, по-настоящему, не желая зла за спиной.

Забыв обиду, каждый человек почувствует облегчение и не будет более «накручивать» себя, переживать болезненные моменты, а жалеть себя - бесполезное занятие.

Прощенное воскресенье

Русские обычаи

  • В праздник Прощенное воскресенье принято посещать родные могилы, заказывать поминание за усопших на Литургии и панихиде.
  • В древние времена в этот день было принято посещать богослужение, исповедоваться во грехах, причащаться.
  • Согласно обычаю, люди при взаимном прощении целовались трижды, отсюда праздник получил народное название «целовальник».
  • В первую очередь испрошают прощения младшие перед старшими.
  • В некоторых семьях сохранилась старая традиция: домочадцы вечером рассаживаются вокруг стола, а отец садится на отдельный стул. К нему по старшинству подходит каждый из членов семьи с просьбой о прощении всех совершенных им плохих поступков, после чего отец сам молит о прощении у каждого члена семьи.
  • Человек обязан найти в себе силы простить и забыть обиды, иначе непрощение, тем более в такой день - большой грех.
  • В Прощенный день принято совершать трапезу 7 раз, а оставшуюся пищу можно убирать только на следующий день.

Языческие обычаи

С днем Прощенного воскресенья связано множество обрядов, многие из которых принадлежат языческим временам.

Древние славяне отмечали Масленицу - День прощания с зимой, его дата совпадала по времени с православной Сырной седмицей. После Крещения Руси этот день был преобразован в Прощенное воскресенье, а веселые обычаи этих праздников сплелись воедино.

Славяне в древности очень широко, бурно и разгульно отмечали Проводы зимы, что, по их уверению, приближало долгожданное начало весны. В этот день люди устраивали шумные игры, пляски, катались на санях, качелях и каруселях, поедали блины и сжигали Масляничное чучело.

Блины считались символом праздника, они внешне напоминали собой теплое летнее солнышко. Ведь даже возникновение празднования было напрямую связано с их выпеканием. Блины готовили на протяжении всей Сырной седмицы, ведь в это время уже нельзя вкушать мясо. Первыми испеченными блинчиками по обычаю за большим семейным столом поминали усопших родственников, а после домашней трапезы блины относили на погост к могилкам или раздавали нищим на улице для поминовения.

Масленица — День прощания с зимой

Масленица несла в себе элементы культа плодородия. Земля оживала, напитывалась последним зимним снежком, наливалась силой. Масляничные обряды были призваны освятить землю, дабы она даровала щедрый урожай, что для крестьян того времени считалось главной ценностью.

Кульминацией праздничных гуляний было сжигание чучела. Его сооружали в понедельник Масленичной недели из соломы и старых тряпок, усаживали на сани и оставляли на возвышении, где воскресным вечером возжигали высокие костры, чтобы их увидели жители соседних деревень.

Если же чучело увозили за пределы деревни, то это шествие выглядело настоящим карнавалом: впереди процессии шел парень, одетый в рогожу и изображавший попа, машущий лаптем как церковным кадилом. Следом на «клоуном» бежали все жители деревни от мала до велика с шумом, гамом и кривлянием.

Разжигание костров было призвано поскорей разбудить весну, а прыганье через него для язычников считалось неким обрядом очищения.

После сожжения чучела люди возвращались домой и ложились спать. Утром, оставшийся от кострища пепел, жители деревень собирали и разбрасывали в поле. Считалось, что тем самым они привлекают богатый урожай.

Православная церковь всегда негативно относилась к языческим традициям отмечания Масленицы.

В православной традиции Масленица — это предуготовительная неделя пере длительным Великим постом. В эти дни православные христиане уже не едят мяса, но еще вкушают молочные продукты, яйца. Поэтому традиция печь блины очень подходит для этой недели. Но не стоит забывать, что блины — это просто еда, а не символ Солнца.

– последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с Чином прощения . После вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться.

Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Жизнь их была непроста, и уходя на все 40 дней поста в пустыню, никто из них не был уверен, что вернется из уединения. Как перед смертью они просили друг у друга прощения накануне.

В дореволюционной России, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри.

Для многих это еще один повод обратить внимание на своих родных. Именно самых близких мы больше всего и обижаем. Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое… Прощеное воскресенье – это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.

К сожалению, просить прощения в «Прощеное воскресенье» превращается не только у внешних, но и у вполне воцерковленных людей, в ритуал, типа «купаться в проруби на Крещенье», «жарить блины на Масленицу» или «святить куличи на Пасху».

Полезно просить прощения за что-то конкретное: если я вспоминаю, что с этим человеком когда-то грубо поговорил, когда-то не оказал помощи, мало уделял внимания, будет лучше, если я попрошу у него прощения за эти прегрешения «поименно». Обобщенное «прости за всё» похоже на «во всем грешна» на исповеди; реального покаяния в обоих случаях в равной степени может не оказаться.

Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения. Легко ли обидеть другого человека? Легко. Легко ли обидеться самому? Легко. Легко ли простить? Трудно. Неудобно. Не хочется. Но прощать все-таки надо. Да, это серьезный шаг – попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние.

Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих. Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный ».

В Прощеное воскресенье православные вспоминают Изгнание праотца Адама из рая. Поэтому еще Прощеное воскресение называется «Адамовым изгнанием из Рая ». Считается, что это скорбное событие – источник всех наших мирских бед. Причина изгнания Адама – грех, совершенный прародителями, злоупотребившими даром свободной воли и нарушившими божественную заповедь послушания.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф., 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Вопрос:
В прощеное воскресенье принято у всех просить прощения. Как правильно это делать? Какие слова нужно произносить? Как вообще выглядит обряд или процедура прошения прощения?

Наталья

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37).

Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.

Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин ).

Читайте также:

  • Прощеное воскресенье: «Я тебе это прощу, но я тебе этого никогда не забуду»
  • ВОСКРЕСЕНИЕ МЕЛКИХ ОБИД
    или что мешает нам прощать в прощенное воскресенье

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост . Красивая и, вроде бы, простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших » (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

— А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит - принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно - но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей - как наших братьев и сестер - за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все - члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу - это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей - в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение - это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» - то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся - он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго - нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее).

Беседовала Валерия Посашко
По материалам сайта http://www.pravmir.ru/

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой…

Здравствуйте, друзья.

Вы успели от души полакомиться блинами на Масленицу? А то ведь праздник подходит к концу, уже пятница, осталось каких-то пару дней. Лично я еще ими не объелась =) Но да ладно, не о Масленице эта статья, точнее не совсем о ней.

Дело в том, что последний день Масленицы называется Прощеное воскресение, и это не с проста. Именно о Прощеном воскресенье хочется поговорить сегодня. О традициях этого праздника, его истории. Выяснить какого числа в 2018, 2019, 2020 и так далее его отмечают, ну, и самое главное, разобраться, как правильно просить прощения и отвечать тем, кто его просит у нас.

* Кстати, возможно вас заинтересует полная статья о традициях и обычаях Масленицы . Там собрано все: история праздника, интересные факты и так далее.

А теперь вернемся к Прощеному воскресенью.

Какого числа отмечать

Друзья, этот праздник переходящий — у него нет конкретной даты. Прощеное воскресенье каждый год приходится на разные дни. Так как этот христианский праздник - часть Масленичной недели, то и отсчет его ведется точно так же, как и всей Масленицы — от Пасхи. Но можно не ломать голову, а просто запомнить, что Прощеное воскресенье — это последнее воскресенье перед Великим постом и день, завершающий Сырную седмицу (Масленицу).

Как я уже говорила в одной из своих статей, даты Пасхи рассчитаны уже на много лет вперед поэтому не составит труда узнать, какого числа того или иного года будут отмечать Прощеное воскресенье.

История, смысл и названия праздника


Праздник Прощеное воскресенье (или Сыропустная неделя, Неделя Адамова изгнания, Сыропуст, Прощеный день) такой же старый, как и само христианство. По библейской истории он уходит корнями в пустынные земли Древнего Египта, где христианские отшельники совершали свои великопостые путешествия.

Священные тексты гласят, что монахи отправлялись в пустыню (естественно, поодиночке), чтобы провести там в молитве почти 40 дней Великого поста. Делалось это для того, чтобы усилить свой подвиг молитвы и подготовиться к одному из самых почитаемых христианами праздников — Пасхе.

Пустыня — враждебная человеку среда: перепады температуры от ужасной жары, до сильного холода, ограничения в воде и пище, дикие животные. В таких условиях выжить непросто, и монахи, уходя в свой священный поход отлично это понимали. Поэтому, отправляясь в столь опасное путешествие они просили у всех прощения за все вольные и невольные обиды, ну, и конечно, сами всех прощали, ведь другой возможности могло и не представиться, а перед Богом следует представать с чистой душой и совестью.

Также, стоит отметить, что еще одно название Прощеного воскресенья — Неделя Адамова изгнания . Все, наверное, знают эту библейскую легенду об изгнании первых людей из Рая. Но мало, кто знает, что изгнали их вовсе не за грех, а за то, что те отказались признаться в содеянном и покаяться. Ох, уж эта людская гордыня и упрямство.

Отсюда и фундаментальные строки в Священном Писании, о том, что тот, кто не попросит прощения у ближнего своего и не покается сам, на Царство Божье, после смерти, может не рассчитывать.

Третье название Прощеного воскресенья — Сыропустная неделя (Сыропуст) . Это означает, что благочестивые христиане завершают свою подготовку к Великому посту и прекращают употреблять в пищу все скоромное. И это воскресенье — последний день для вкушения рыбы, масла, молока, яиц и так далее, на них накладывается табу до самой Пасхи.

Но, стоит отметить, что уже в последний день Масленицы есть мясо и мясные продукты, в соответствии с христианской традицией, не принято.

Прощеное воскресенье: традиции

Как и у любого древнего праздника, у Прощеного воскресенья есть свои традиции, которые «настаивались» веками. Самое важное, конечно — это попросить прощения у всех, кого мы могли обидеть, причем просить прощения следовало не с самого утра, а с заката до полной темноты.

В старину на Руси люди обязательно ходили в храм, к родне, соседям и прочим знакомым, на кладбище, с целью попросить прощения. По пути просили о прощении даже совершенно незнакомых людей, это было нормой.

И, конечно же, нужно было и самим простить обидчиков, обязательно искренне, иначе все теряет смысл.

Интересный факт: в такой великий праздник даже старорусские князья заключали временное перемирие, а некоторые воины, и вовсе, не брали в руки оружия.

Но это далеко не все традиции:

  1. Традиционно, на Прощеное воскресенье в церквях совершается праздничная служба - читают Евангелие от Матфея, в котором говорится о прощении.
  2. После наступает, так называемый, Чин прощения — особая процедура покаяния священнослужителей перед прихожанами.
  3. Не забывают рассказать и о первых людях — Адаме и Еве, которых прогнали из Рая за самовлюбленность и надменность, чтобы напомнить о том, как опасны эти качества.
  4. Накануне поста доедают все скоромные продукты, это называется заговеньем. Причем даже в воскресном приеме пищи были свои традиции:

      с самого утра вся семья собиралась в родительском доме и начинала свой день с поедания блинов;

      в течение дня было принято есть семь раз (по числу недель в Великом посте);

      ужинать садились поздним вечером, причем за накрытый белой скатертью стол;

      по окончании трапезы, со стола ничего не убирали, а все накрывали красивой скатертью (белой или вышитой), сверху овечьей шкурой, и оставляли до утра, потом все убирали, а остатки пищи отдавали животным (это делалось для того, чтобы уберечь дом от ссор);

      спиртного почти не пили.

  5. В Прощеное воскресенье следовало посещать баню, дабы вступить в Великий пост чистыми, не только душой, но и телом.
  6. Засыпать было принято до полуночи, никакого секса, вообще, идеально, чтобы муж и жена легли отдельно.
  7. Детям до семи лет под подушку клали какую-нибудь вкусняшку (яблоко, конфету и т. п.), чтобы год был сытный.
  8. Желающие забеременеть женщины вставали перед окном и обращались к небу и предкам со словами: «Предки, простите и мне помогите», потом три раза крестились и ложились в постель. Такой ритуал помогал быстрее зачать ребенка.
  9. А желающие попросить прощения у умерших предков шли на кладбище перед закатом солнца, клали на могилу блины, кланялись на все четыре стороны, и обращались с просьбой о прощении к умершему.
  10. Гадали по блинам и по их начинкам.
  11. Кто-то помимо гаданий, занимался иными магическими практиками. До сих пор в сети можно найти всякие заговоры на этот день.
  12. Бывало, что люди пекли друг для друга специальный, посыпанный сахаром ржаной хлеб — укрух.

Христианство и язычество


Друзья, Прощеное воскресенье — это последний день Масленицы, а Масленица — чисто языческий праздник.

Из-за такого тесного переплетения верований и получилась ядреная смесь традиций. Рядом стоят совершенно несовместимые вещи — посещение храма и гадания, например.

Я напомню, православная церковь резко негативно смотрит на ворожбу и иные, подобные, занятия.

Даже шумные и веселые гуляния со сжиганием чучела в последний день Масленицы осуждаемы, я уж не говорю о всяких снятиях проклятий и приворотах.

По сути своей, Прощеное Воскресенье именно христианский праздник, и если уж и праздновать его, то в соответствии с христианскими традициями.

Однако, каждый выбирает то, что ему ближе.

Как просить прощения в Прощеное воскресенье

Основной смысл этого действа — искренне раскаяние. Просить прощения нужно с душой, от чистого сердца, совершенно у всех, даже не ощущая вины. И не копировать стишок или картинку из интернета, отправляя их ради галочки собеседнику, потому что так принято.

Обычно, когда просят прощения в этот день, то говорят: «Прости меня, если я в чем-то виноват перед тобой». Если есть какая-то конкретная вина, то стоит ее озвучить: «Прости меня за то-то и то-то».

Ответить можно несколькими способами:

  1. Бог простит, меня прости;
  2. Бог простит, и я прощаю.

Говорить нужно именно «прости» или «простите», но не «извини». Это очень разные понятия:

    В первом случае, человек как бы признает свою вину и обещает исправиться. Это, как раз, и почитается в Библии;

    Во втором же случае, человек просит «вывести его из вины», делает вид, что и не виноватый он вовсе.

На этом, пожалуй, все. До новых встреч, друзья.

P. S. Вспомнила тут, пока писала: в Германии есть праздник — День покаяния и молитвы , так вот он, мне чем-то напоминает Прощеное воскресенье. Не знаю почему, они разные, но вот тем не менее.

Человек - существо совершенное и бренное в одно и то же время. С одной стороны, мы созданы по образу и подобию Божиему. Значит, у нас есть все чтобы сделать свою жизнь и судьбу окружающих нас Вместе с тем, нередко в нашей голове возникают плохие мысли. Нас охватывают уныние, депрессия, обиды на судьбу или кого-нибудь из близких и т.д. Вспомнить о том, кто мы есть на самом деле, нам помогает Прощенное воскресенье. Этот светлый день - наилучший момент в году для того, чтобы привести в порядок себя и свои отношения с близкими.

Когда Прощенное воскресенье наступает, и в чем его суть

Давняя православная традиция испрашивать прощения у всех, кого мы нечаянно или намеренно когда-то обидели, существует с древних времен. Сам Христос в Евангелии от Матфея говорит нам о том, что как мы будем прощать людям их согрешения, так и нам Отец наш Небесный простит наши промахи (Мф. 6:14-15). Этот день приходится на последнее воскресенье перед наступлением Великого поста, который предшествует празднованию Пасхи. Когда-то в Палестине или Египте монахи, для того чтобы очистить свою душу перед главным христианским праздником - Христовым Воскресеньем - уходили молиться в пустыню. При этом вполне могло случиться, что она могла стать их последним пристанищем. Поэтому они перед уходом просили друг у друга прощения и примирялись, как перед смертью. Конечно, в наши дни никто из нас в пустыню не уходит. Но вступать с плохими мыслями в Великой пост крайне нежелательно. Поэтому Прощенное воскресенье - это хорошая возможность освободить свою душу от бремени вины, на самом деле, искренне со всеми примириться и простить всех, кем мы остались недовольны.

Как извинить человека, если нет желания

Наступило Прощенное воскресенье, а в душе кипит обида. И вроде бы хочется найти оправданье поступкам или словам обидчика, но никак не получается. Бывало ли у вас такое? Очень часто человек говорит, что он не может простить. Он подразумевает, что до сих пор ощущает и не может забыть причиненную ему боль. Но простить можно любого, достаточно вспомнить какой пример подает нам Христос. Боль при этом может уйти не сразу. Она не проходит мгновенно и автоматически. Главное, чтобы в душе не было желания отомстить обидчику, желания причинить ему боль. Мы несовершенны, но стремимся подражать Богу, уподобиться ему. Нам следует принимать друг друга такими какими мы есть, и Прощенное воскресенье помогает об этом помнить.

За что и у кого просить прощения

Перед кем следует извиняться? Перед самыми близкими, о ком точно знаешь, что причинил им боль? Или же действовать по принципу: «попрошу прощения у всех соседей на всякий случай»? Церковь учит нас очистить свою душу прежде всего перед теми, кого мы осознанно огорчили, и с кем у нас есть проблемы и сложности в отношениях. Во-вторых, нужно вспомнить и у всех, о ком мы плохо думали. и способны причинять вред. Причем чем ближе нам человек, тем сильнее мы ему можем навредить. И если даже нет возможности встретиться с обиженным лично, нужно представить себе диалог в своем воображении. А затем, когда представится случай увидеть этого человека, нужно извиниться перед ним в реальности. В третьих, нужно вспомнить все претензии к себе и своей судьбе, а затем принять все, что с нами случилось в жизни.

На все воля Божья, и в конечном счете любые события идут нам во благо, верим ли мы в это или нет. Ну и, конечно же, не стоит откладывать и дожидаться, когда наступит Прощенное воскресение, если есть чувство, что источник любви в душе начал понемногу засыхать. Развивая в себе ощущения родства со всем, что нас окружает, мы делаем этот мир лучше, исполняем заповеди, данные нам более двух тысяч лет назад, и ощущаем счастье от единения с Творцом.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

– Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

– Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?

– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.

– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

– Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

– Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

– А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …

– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко