Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Условия социализации подростков носителей субкультур. Субкультуры: список от а до я и их влияние на общество. субкультуры молодежи: панки, эмо и др. субкультуры сша и ссср. Что привлекает молодежь в субкультурах

В 50е гг. 20 века появляется неведомое до сих пор явление общественной жизни, как молодежная субкультура. До 50х гг. этого никогда не наблюдалось.

Субкультура – система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков и молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получает развитие потому, что есть некоторые факты социальной жизни, которых не было до этого:

1) Лучшая экономическая жизнь (особенно в развитых странах)

2) Удлинение сроков обучения

3) Вынужденная незанятость трудом из-за удлинения сроков обучения

При этом человек чувствует себя достаточно взрослым, ему надо реализовывать себя, понимать, кто он? – через общение с окружающим миром, а с другой стороны он находится в статусе учащегося, который помогает ему оставаться ребенком. Т.е. двоякое положение молодого человека: с одной стороны – достаточная взрослость, с другой стороны – социальный статус – учащийся.

Появилось понятие «социальное детство», характеризующее то состояние, в котором находятся молодые люди, которые (в силу ряда причин) не заняли пока еще определенное положение в обществе.

«социальное детство» в связи со статусом учащегося у человека получает развитие. Люди становятся взрослыми позже сейчас, чем в сравнении с 40ми гг.

Молодежная субкультура – та среда, в которой происходит взросление детей, молодежи. Эта субкультура принимает различные формы.

На сегодняшний день (очень важный момент!) Семья – уже не основной источник социализации для ребенка. Семья перестает постепенно выполнять роль главного института социализации. И добавляется к семье та молодежная субкультура, которая тоже вносит немаловажный вклад в социализацию молодого человека. Да, семья дает первичную социализацию, но как только ребенок вырастает и может считать себя принадлежащим не только к членам семьи, но и к возникающим молодежным группировкам, вот именно эта молодежная группировка начинает играть важную роль в социализации ребенка. И иногда эта молодежная группировка может пересиливать влияние семьи. В этом явлении субкультуры есть положительный и отрицательный моменты.



Плюсы:

1. Выполняется функция адаптации.

2. Дает возможность молодому человеку обрести первичный статус в обществе, т.е. как-то заявить о себе в обществе.

3. Частичное освобождение от родительской опёки.

4. Передача ценностных ориентаций, современных молодому человеку, играющих важную роль в обществе (молодые люди чутки ко всему новому)

5. Возможность получать контакты с противоположным полом, налаживать с ним отношения, понимать, кто ты в этих отношениях.

Социологи считают, что молодежная субкультура имеет значение как важный подготовительный этап уже взрослой социализации. Интересно то, что когда человек входит в молодежную субкультуру или в какую-нибудь молодежную группировку, то возникает т.н. двоякое течение в этой группировке. С одной стороны, человек хочет идентифицировать себя с членами этой группы, т.е. быть таким, как они. Таким образом, человек присваивает многие формы поведения, ценностные ориентации, суждения, одежду, язык, которые свойственны его группировке. Т.е. он «врастает» в культуру через ценности, привычки, образ жизни, который ведет его группировка. С другой стороны, внутри этой группировки он хотел бы показать себя как индивидуальность. Т.е. получаются 2 тенденции, которые существуют одновременно. Являются противоположными и движущей силой для развития личности человека, для развития его социальной адаптации.

Получается, что развитие личности – с одной стороны, идет через отказ от индивидуальности, а с другой стороны – от стремления показать свои индивидуальные качества внутри своей группировки.

Есть люди, которые избирают традиционный путь социализации, т.е. не вся молодежь входит в жизнь через субкультуру, через неформальные объединения (таких людей – большинство).

Для таких людей в родительской семье социализация оказалась достаточно успешной. Т.е. те дети, которые входят в неформальные объединения или создают их – это дети не из успешных семей. Семья не смогла им дать то в социализации, что требовалось ребенку. И он ищет себя в других местах.

В семье ребенок не смог комфортно социализироваться.

Неформальное объединение – это одно из проявлений молодежной субкультуры!!!

Причины прихода в эти неформальные объединения:

1) Проблемы в семье. Т.е. это либо бесконтрольное и безразличное отношение родителей к своим детям, или наоборот – ограничение свободы, повышенное внимание.

2) Проблемы с формальными друзьями, т.е. с теми, кто живет обычной жизнью и врастает в культуру традиционным способом. Человек не находит возможности общаться с такими детьми. Он ищет себе других друзей.

3) Отсутствие свободных, доступных форм проведения досуга. Человек не знает, куда себя деть (причины тому, к примеру, - исчезновение бесплатных кружков для детей).

Раньше, при изучении неформальных группировок, социологи и психологи приходили к выводу, что дети идут в неформальные группировки только для того, чтобы как-то убить время. Т.е. они не дают никакой почвы для формирования ценностных ориентаций. Сейчас мнение социологов и психологов изменилось: внутри неформальных группировок существуют культурные ценности, тенденции, которые человек себе присваивает (если только н.г. – не антисоциальные).Человек в неформальной группе может реализовать себя как личность, показать свои способности, заслужить признание товарищей. И поэтому, считать, что это только бессмысленное и бесполезное проведение времени – нельзя. С психологической точки зрения, неформальные объединения дают человеку вполне определенный психологический комфорт, который ему нужен для нормального развития.

Неформальные группы делятся на 3 большие подгруппы:

1) Асоциальные

2) Просоциальные

3) Нейтральные

Все неформальное движение началось с движения «хиппи». Это были первые неформалы, которые появляются в Европе в 50х гг., проникают в СССР в конце 60х гг. В этом движении соединились и положительные, и отрицательные тенденции.

Установка хиппи:

1) Ничего не скрывать о себе.

2) Употребление наркотиков.

Каждая из 3 подгрупп имеет в своем составе подпункты: к примеру, к нейтральным – музыкальные объединения; просоциальные – экологические объединения, асоциальные – фашистские объединения и т.п.

Объединения меняются ОЧЕНЬ быстро.

Психологические особенности у человека, когда он попадает в данную среду:

1) Стремление быть или стать самим собой. У человека появляется мысль о том, что именно здесь он тот, кто есть на самом деле.

2) В неформальной среде действуют такие процессы, как «заражение» и «подражание». Человек начинает быть как все, считая, что он так хочет сам. На самом деле на него влияет то, что ребята вокруг него другие, он хочет стать как они. Заражение и подражание – стремление стать неразличимым в данной группе, но это стремление не осознается. Ему не надо думать, каким быть.

3) Стадный инстинкт, присущ неформальным группировкам. Человек старается вести себя как все, не включая контроль. Принимает неформальные действия, растворяясь в среде себе подобных.

Особенность асоциальных и нейтральных группировок: человек признается своим по внешним признакам. Если ты одет как мы, говоришь на нашем языке – ты один из нас. Нет анализа внутри. Внутри неформальной группировки отсутствует критика членов группировки. Если соблюдается внешнее сходство, значит ты наш! Поэтому, достаточно трудно разговаривать с этими детьми. Учитель не такой как он – ребенок его не услышит.

Идея не отделяется от личности, которую ее высказывает. Эта установка подростковая. Взрослый не может ничего нам умного сказать. И это мы переносим во взрослую жизнь. Для неформалов люди, не принадлежащие к ним, не высказывают ценных для них идей. Поэтому достаточно трудно проникнуть внутрь человеку, который принадлежит к неформалам.

Еще одна психол. особенность неформ. объединений – это завышенные притязания. Т.е. человек чувствует себя уникальным, особым, достойным особого отношения, положения, обращения.

С такими детьми, которые относятся к неформальным объединениям, нужно вести себя ОЧЕНЬ АККУРАТНО.

Как правило, обществом молодежная субкультура оценивается отрицательно. Причины отрицательных суждений:

1) Обязательное наличие стана врагов. У асоциальных – всегда, у просоциальных – иногда.

Минусы появления неформальных движений:

1) Движение, которое изолирует молодежь от влияния взрослых.

2) Многие неформальные движения близки к сектам и опасны для психического здоровья людей.

3) Принимается положительно, если человек пройдет в нем, и вернется в русло обычной культуры.

Психологи считают, что положительным результатом работы с детьми является то, что они возвращаются в русло традиционной культуры. В зависимости от силы объединения это возвращение может произойти, а может и не произойти.

Почему в нашей стране не было такого количества движений раньше, во времена СССР?

В СССР обязательно нужно было принадлежать к октябрятской, пионерской, комсомольской организациям. Все они функционировали на базе школы. Поэтому ничего другого в школу просто не могло проникнуть. Дети были полностью заняты этими движениями.

По закону в школах не имеет права действовать то или иное объединение. Школа – свободная зона от любого вида объединений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Молодежная субкультура как социальный феномен, характеристика понятия "молодежная субкультура" и её проявления в России. Описание типологии и социализации в современном обществе, неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2012

    Социализация человека в современном мире. Этапы и агенты социализации. Процесс автономизации человека в современном обществе. Основные механизмы социализации по А.В. Мудрику: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Основные тенденции и формы социализации. Влиянии СМИ на личность в период перехода из дотрудовой стадии в трудовую. Молодежные субкультуры, негативное влияние СМИ на молодежь. Информационный терроризм как психоинтеллектуальное опасное асоциальное явление.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Молодежь как социальная группа в обществе. Молодежная субкультура и ее влияние на общую культуру. Моральные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи. Истоки и историческое развитие неформального движения.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Изучение особенностей социализации личности подростка. Характерные черты социализации молодежи, которая является важнейшей социально-демографической группой, в структуре населения города Иркутска, основным стратегическим ресурсом городского развития.

    Вишневская Т.Д.,

    старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27"

    г. Камень-на-Оби

    Пояснительная записка

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

    В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

    Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка - актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

    Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

    Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Переживая положительные эмоции, дети будут проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного характера. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

    И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

    В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

    Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации дошкольников в ДОУ , как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

    Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

    Цель и задачи работы

    Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование компонентов детской субкультуры.

    1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
    2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
    3. Заложить начало формированию образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.

    ГИПОТЕЗА: если создать в ДОУ предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться гармонизации социализации детей - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

    Концептуальные основы работы

    Как показывает опыт общения с современными педагогами и родителями, подавляющее большинство из них не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства как особой демографической группы с присущими ей атрибутами. По отношению к ней сложились определенные установки, касающиеся правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на "причесывание" подрастающего поколения.

    Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

    Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

    Функции детской субкультуры

    В связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и без неё) берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств - детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

    Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

    Пространство детской субкультуры создает ребенку "психологическое укрытие", защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

    Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.

    Принципы работы

    • принцип региональности - ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе;
    • принцип гуманитаризации - широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;
    • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
    • принцип интегрирования - интеграция образовательных областей в различных видах деятельности.

    Прогнозируемый результат:

    • Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в группе сверстников, осознание своего социального "я"; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
    • Приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне
    • Готовность к позитивному принятию роли школьника;
    • Преодоление авторитаризма в воспитании со стороны педагогов, родителей и понимание мира детей с позиции ребенка, совместное переживание его радостей и горестей;
    • Обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего психического и личностного развития.

    Предлагаемые критерии оценки эффективности работы

    Эффективность реализации будет отслеживаться через:

    • организацию выставок;
    • совместные мероприятия (праздники, презентации, общественно полезный труд, походы, концерты и др.)
    • анкетирование и опрос педагогов, детей и родителей;
    • ведение книги отзывов об отдельных мероприятиях;
    • фотовыставки, оформление фотоальбомов.

    Этапы работы

    1. Работа с педагогическим коллективом;

    2. Реализация проекта социально-личностной направленности "Все вместе".

    Работа с педагогическим коллективом

    Семинары "Социальное развитие детей в ДОУ".

    Цель: Создание условий для реализации Программы в области "Социализация" путем приобщения к детской субкультуре.

    • формирование компетенций педагогов по приобщению к детской субкультуре как механизму социализации дошкольников;
    • развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
    • активизация творческого потенциала педагогов.

    План проведения семинаров

    Сроки

    Ответственный за проведение

    Понятие детская субкультура.

    Основные компоненты детской субкультуры.

    Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

    Старший воспитатель

    "Создание предметно-развивающей среды"

    Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе постоянно.

    Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе периодически.

    "Педагогическая копилка"

    Презентация проекта социально-личностного направления "ВСЕ ВМЕСТЕ"

    Старший воспитатель

    "Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре"

    Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

    Реализация проекта социально-личностного направления "Все вместе"

    1 этап. Исследовательский

    Цель: Изучение представлений детей о мире человеческих взаимоотношений и понимание родителей детской субкультуры.

    1. интервьюирование детей 4-7 лет на темы:

    • увлечения и досуг ("Увлекаешься ли ты коллекционированием? Что ты любишь собирать?", "Чем ты занимаешься в выходной день?", "Какие дразнилки ты знаешь? Кто тебе их рассказал? Знаешь ли ты считалки? Давай с тобой посчитаемся!"
    • предпочитаемые источники информации (книги - "Назови любимые книги", "Нарисуй любимого литературного героя", телевидение - "Твоя любимая телепередача", "Мой любимый телевизионный герой"
    • представления детей о любви, браке, семье ("Как ты думаешь, что такое любовь?"…)
    • отношение детей к миру взрослых и к миру школьников ("Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются? Что делают школьники? Как ты думаешь, кем лучше быть - взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?…)

    2. анкетирование родителей "Какие вы родители?" (Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Есть ли у вас общие занятия и увлечения? и т.д.)

    2 этап. Основной.

    Цель: Целенаправленно создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

    Формы работы:

    • презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
    • выставки - авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе поливариантности;
    • развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
    • совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
    • совместная трудовая деятельность дошкольников и их родителей на территории детского сада и за ее пределами.

    3 этап. Оценочный

    Цель: Подвести итоги работы, проанализировать полученные результаты и составить отчет по проекту.

    • воспитатели групп проводят повторный опрос участников проекта (дети ДОУ и родители);
    • руководитель проекта проводит сравнительный анализ результатов интервьюирования детей и анкетирования родителей с целью изучения качественных изменений в процессе социализации детей и принятию взрослыми особенностей детской субкультуры и составляет отчет.

    Поэтапный план реализации проекта

    Наименование этапов работ

    Мероприятия

    Сроки

    Результат

    Ответственные

    1 этап

    Анкетирование родителей.

    Интервьюирование детей

    Сведения о характере детско-родительских отношений

    Сведения о детских предпочтениях и увлечениях

    Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

    2 этап

    Событие "Праздник смеха и добра"

    Приобретение опыта самореализации в группе сверстников

    Воспитатели и дети 2 мл.группы "Б"

    Акция "Делу - время, потехе - час!"

    (совместная трудовая деятельность взрослых и детей по уборке территории детского сада)

    Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле)

    Воспитатели всех возрастных групп, родители

    Фотовыставка-презентация "Мир увлечений детей и родителей"

    Раскрытие ребенком собственного внутреннего мира

    Воспитатели, дети и родители старшей группы, Трудовой десант

    "Оборудуем прогулочную площадку"

    Приобретение опыта эмоционального, содержательного общения

    Все участники проекта

    "Ярмарка спортивных игр"

    Самореализация в группе сверстников, умение адекватно оценивать свои возможности

    Воспитатели всех возрастных групп

    Создание детского журнала "Мой любимый герой"

    Умение общаться, сотрудничать и сравнивать себя с другими

    Все участники проекта

    Выставка-презентация "Причуды осени"

    Умение объединяться на основе общих интересов

    Воспитатели, дети и родители средней группы

    Игровой проект "Русские народные сказки"

    сентябрь

    Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников

    Воспитатели группы раннего возраста

    Концерт для пожилых людей, чаепитие

    Проявление доброты, отзывчивости и уважения к пожилым людям

    Все участники проекта

    Выставка "Моя любимая игрушка"

    Раскрытие собственного внутреннего мира

    Воспитатели второй младшей группы

    Выставка "Моя любимая книжка"

    Раскрытие собственного внутреннего мира, освоение социальной роли (автор работы)

    Воспитатели подготовительной группы

    КВН "Устами младенца", торжественное закрытие проекта

    Формирование положительной самооценки

    Все участники проекта

    Подведение итогов работы

    Отчет по работе

    Ст. воспитатель

    Распространение результатов

    Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

    В литературе и на практике активно используется понятие "детская субкультура".

    Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, используемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

    Для каждого детского возраста характерна своя субкультура. В процессе социализации ребенок усваивает определенный объем слов и выражений, имеет место своеобразие их осмысления (понимания) и реализации усвоенного в речи, что характеризует его социокультурное развитие как личности.

    Сформированное социокультурное своеобразие позволяет ребенку понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в конкретной социальной среде. Оно обладает относительной автономией и характеризуется в зависимости от возраста детей своим языком, содержанием, особенностями восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, сказывается на их социальном развитии, социализации.

    Во-первых, в индивидуальных и групповых играх, существенно влияющих на социализацию ребенка. Как указывал Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979), игра выступает ведущей деятельностью ребенка, своего рода школой произвольного поведения и "морали в действии". Она помогает обеспечивать своеобразное моделирование социальных отношений и их усвоение. Индивидуальные игры способствуют познанию реальной действительности, саморазвитию. Групповые носят социальный характер. Они предполагают определенные правила, нормы поведения и действия, стимулируя усвоение социального опыта.

    Дети, как правило, играют в традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания). Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых. По мнению "реставратора" народных игр Владимира Михайловича Григорьева , традиционные игры, прошедшие через века, доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, религиозных представлений разных народов.

    Во-вторых, в детском фольклоре (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки). По мнению Марины Владимировны Осориной , детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности. Он выступает важным показателем детской субкультуры.

    Наиболее распространены такие формы детского фольклора, как:

    • – считалки ("Аты-баты, шли солдаты, аты-баты – на базар...", "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?.." и др.), которые помогают детям устранять нежелательные конфликты в детской среде;
    • – дразнилки (именные типа "Андрей-воробей, не гоняй голубей...", а также высмеивающие детские недостатки и проступки (ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность), например: "жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест" или "плакса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!"), благодаря которым детское сообщество осуществляет воспитание. Они также тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя от нападок сверстников в форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой).

    Важным фактором формирования детского фольклора является информация, которая поступает ребенку через общение, сказки, песни, книги.

    Сказка и былины выступают одним из источников построения ребенком картины отношений между людьми, в частности, взаимоотношений в семье. Через них последний эмоционально усваивает качественные характеристики людей, понимание добра и зла, преданности и предательства, героизма и измены, патриотизма и многое другое, наставления и поучения старших.

    В сказах и былинах сконцентрированы смысловые образования, которые создавались веками. Таким образом, происходит своеобразный "диалог культур" – прошлого и настоящего в создании образа мира, в частности, мира семейных отношений, формирования культурных полоролевых стереотипов мужчины и женщины, социальных ценностей.

    В-третьих, в детском правовом кодексе (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного / ягодного места). Его использование влияет на формирование собственного "Я" ребенка, определение его статуса и места в социальной среде.

    В-четвертых, в детском юморе (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки) и наделении прозвищами сверстников и взрослых. Это характерная форма самовыражения, привлечения к себе внимания, стремления выделится. В подобных проявлениях дети иногда могут быть очень жестоки, не считаясь с самолюбием другого ребенка. Основания для розыгрышей, поддевок могут быть самые различные, в том числе, особенности фамилии или имени, какие-либо привычки, формы проявления.

    В-пятых, в детской магии и мифотворчестве ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы). Такая форма проявления часто выступает средством осмысления того, что и как воспринимает ребенок, слушая сказки, былины, просматривая телевидение, наблюдая за поведением взрослых;

    В-шестых, в детском словотворчестве (этимология, языковые перевертыши, неологизмы). В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых. Это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью, что свидетельствует о стремлении к автономии детской субкультуры.

    Также своеобразие субкультуры детей проявляется:

    • – в детском философствовании (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти);
    • эстетических представлениях (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты");
    • стремлении к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков;
    • религиозных представлениях (детские молитвы, обряды).

    Детская субкультура меняется в зависимости от возраста. Передача всего богатства ее содержания происходит непосредственно "из уст в уста" в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства наряду с устными появляются письменные тексты – песенники, девичьи альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.

    Детская субкультура предоставляет ребенку наиболее благоприятную для него социальную среду и выполняет следующие функции:

    • социализирующую – основным агентом социализации выступает группа сверстников;
    • обучения и воспитания (сверстники – лучшие воспитатели);
    • передачи традиционных культурных средств – детского правового быта, фольклора и игровых правил, овладения собственным поведением; половой идентичности благодаря сравнению с другими мальчикам и девочкам;
    • экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей;
    • защиты от неблагоприятных воздействий взрослых.

    Всякую субкультуру представляет сообщество детей, в котором каждый ребенок – это определенный социокультурный мир и носитель субкультуры. Это сообщество обусловливает зону вариативного развития ребенка. Сверстники в процессе игрового взаимодействия и общения во многом определяют перспективы его социализации, обучения и воспитания. Этим объясняется тот факт, что для родителей далеко не безразлично, в какой субкультурной среде сверстников общается их ребенок и как он себя в ней проявляет.

    В подростковой и юношеской среде формируется своя субкультура. Каждая сформировавшаяся подростковая (юношеская) группа отличается своеобразием субкультуры просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленности. Она во многом определяется теми, кто входит в группу и средой, в которой первая сформировалась и проявляется. Влияние субкультуры на членов группы исключительно велико и реализуется через нормы, ценности, стереотипы и вкусы, которые ею определяются. В зависимости от направленности субкультуры оно может быть как позитивным, так и негативным.

    Социальные нормы и ценностные ориентации выполняют функции важнейших регуляторов социального поведения индивидов и влияют на отношения ее носителей к окружающей среде, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации.

    Каждая социокультурная молодежная среда способствует формированию определенных пристрастий, предвзятости, предубеждения по отношению к чему-либо, следованию определенной моде и музыкальным пристрастиям.

    Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно пытаются выделиться по сравнению с взрослыми, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою похожесть на всех и в то же время выделиться среди них. Музыкальные пристрастия позволяют молодым людям через движения и ритмы пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

    Во взаимоотношениях подростки и юноши стремятся выделиться через речь, компенсировать эмоциональную и "словарную" невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргон оказывает организующее влияние на всю речь, на стиль у носителей субкультуры.

    Изучение подростково-юношеской субкультуры исключительно важно для тех, кто непосредственно работает с детьми этого возраста (родители, учителя, социальные педагоги и социальные работники, работающие с "детьми улицы" и безнадзорными).