Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Описания развивающей среды и их характеристика доу. Характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе. Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды

МБДОУ МО г. Краснодара « Детский сад № 36»

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно - развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с ФГТ содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно - личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в каждом групповом помещении. При организации предметно-развивающей среды в каждой группе и в целом в детском саду мною, старшим воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 36» Пироговой Е.С, было учтено всё, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, формирование эмоциональной сферы, учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития.

Создавая предметно-развивающую среду в детском саду, я учитывала принципы ее построения:

Принцип дистанции;

Принцип активности, самостоятельности и творчества;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.);

Принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой) ;

Принцип вариативности;

Принцип стабильности- динамичности (предметно - развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ;

Принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учета половых различий детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду построена мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Мебель всех групповых помещений подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальным эскизам, разработанным мной с учетом особенностей помещения и последующему зонированию. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет каждому воспитателю менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр искусства, уголок кубановедения, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и раздевалка.

Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (диафильмы, диапозитивы, магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски и материалами нового поколения. В группе имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD-дисков, музыкальный центр, диктофон, ксерокс; при необходимости используется мультимедийное оборудование. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, оракале, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография) , которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать», «Искусство оригами», « Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры.

Уголок кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, г. Краснодара, гербом и флагом России.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Усилиями педагогов и родителей был создан фотоальбом «Давайте познакомимся: это – мы!». Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под руководством педагога дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

Центр науки представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», « Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геоконт», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрия в ладошках « Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного пола и профессий, мягкими игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.

Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен фотографиями домов, мостов, вокзалов, схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями (лесенки из 3,5,8 ступенек, к ним – матрешки, птички и пр., иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов), играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – верховой (куклы бибабо, плоскостные, перчаточные, дергунчики, куклы – петрушки), настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный), теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, фланелеграф, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени горизонтальные и вертикальные; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки- схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Устроена «стена осанки» для профилактики нарушений осанки.

Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, мягкими игрушками, подушками, книгами и настольно – печатными играми.

В спальных комнатах создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет. Дети дошкольных групп спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.

При входе в детский сад создан уголок для родителей «Для Вас родители», где размещена информация о режиме работы детского сада, о мероприятиях, проводимых в детском саду, консультации для родителей. В раздевальных комнатах групп имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальных комнатах оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники», «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», « Милая мамочка», «Победа деда – моя победа». Вниманию родителей представлено «Дерево благодарности и добрых дел», колонка «Звезда дня». В раздевальной комнате группы раннего возраста имеется уголок адаптации.

В раздевальной комнатах коррекционных групп имеются уголки специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Предметно – развивающая среда детского сада учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.


Характеристика предметно-пространственной развивающей среды в рамках реализации ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно – развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, чтоб предметно-развивающая среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Правильно организованная предметно-развивающей среда в детском саду несет эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Характеристики предметно-развивающей среды

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении объектной позиции, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта.

Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир. Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

Пространство;

Время;

Предметное окружение.

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Рабочая;

Активная;

Спокойная.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной;

Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентарь в группе должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.), наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды - соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Примерные центры , которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуникативное развитие:

Центр ППД;

Центр пожарной безопасности;

Центр труда, уголок дежурств;

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения;

Центр сенсорного развития;

Центр конструктивной деятельности;

Центр математического развития;

Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

Центр речевого развития или уголок речи грамотности;

Центр «Будем говорить правильно»;

Центр «Здравствуй, книжка! »;

Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие включает:

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»;

Центр музыкально-театрализованной деятельности;

Физическое развитие:

Центр физического развития;

Центр сохранения здоровья;

Спортивный уголок «Будь здоров! »

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!


ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина .

Принятый 17 октября 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 г. . Он снимает многие опасения, связанные с перспективами дошкольного образования. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования. Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Поэтому исследование изменений развивающей среды в ДОУ обладает очевидной актуальностью на этапе внедрения нового ФГОС дошкольного образования.

На основании изложенного целью работы мы определили анализ путей создания развивающий среды в дошкольном образовательном учреждении. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Выявить тенденции формирования развивающей среды на современном этапе.

3. Проанализировать требования ФГОС дошкольного образования к развивающей среде.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Общая характеристика развивающей среды в ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Понятие развивающей среды в ДОУ

В большинстве источников под развивающей средой понимается предметно-развивающая среда, в т.ч. и в новом ФГОС дошкольного образования. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика . Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства - система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

Федеральные государственные требования сходятся с ФГОС в определении общих требований к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости .

В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда - условие творческого саморазвития личности ребенка .

Сопоставляя эти понятия и анализируя требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения можно заключить, что предметно развивающая среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка .

Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей .

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:

1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возраста (С.Л.Новоселова, А.А.Овчинников и др.).

2. Улучшение материально - технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно - развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ .

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества .

На протяжении многих лет ученые накапливали опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде как компоненту воспитательной системы .

Мы полагаем, что для организации предметно-развивающей среды, необходимо соблюдать условия, обеспечивающие полноценное развитие и формирование личности ребенка:

1) соответствие возрастным особенностям детей;

2) многофункциональность предметно-развивающей среды;

3) открытая, незамкнутая система функционирования;

4) формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении - лазании, катании. На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В среднем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При построении предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать основные параметры.

Первый параметр - целеполагание, ориентирующие педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов активности ребенка.

Второй параметр - анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.

Третий параметр - отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности.

Интегративным результатом реализации указанных параметров является создание развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста (В.В. Давыдов, Л.В. Заньков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др).

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства и функции, осуществляющиеся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей .

Цель организующей функции - предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо: избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз - рука"), роста и предметного мира взрослых , исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Характеристика компонентов предметно-разви вающей среды

МБДОУ МО г. Краснодара « Д етский сад № 36 »

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно – развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с ФГТ содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно – личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в каждом групповом помещении. При организации предметно-развивающей среды в каждой группе и в целом в детском саду мною, старшим воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 36» Пироговой Е.С, было учтено всё, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, формирование эмоциональной сферы, учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития.

Создавая предметно-развивающую среду в детском саду, я учитывала принципы ее построения:

Принцип дистанции;

Принцип активности, самостоятельности и творчества;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.);

Принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой) ;

Принцип вариативности;

Принцип стабильности- динамичности (предметно – развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ;

Принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учета половых различий детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду построена мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Мебель всех групповых помещений подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальным эскизам, разработанным мной с учетом особенностей помещения и последующему зонированию. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет каждому воспитателю менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр искусства, уголок кубановедения, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и раздевалка.

Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (диафильмы, диапозитивы, магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски и материалами нового поколения. В группе имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD-дисков, музыкальный центр, диктофон, ксерокс; при необходимости используется мультимедийное оборудование. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, оракале, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография) , которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать», «Искусство оригами», « Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры.

Уголок кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, г. Краснодара, гербом и флагом России.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Усилиями педагогов и родителей был создан фотоальбом «Давайте познакомимся: это – мы!». Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под руководством педагога дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

Центр науки представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», « Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геоконт», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрия в ладошках « Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного пола и профессий, мягкими игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.

Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен фотографиями домов, мостов, вокзалов, схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями (лесенки из 3,5,8 ступенек, к ним – матрешки, птички и пр., иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов), играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – верховой (куклы бибабо, плоскостные, перчаточные, дергунчики, куклы – петрушки), настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный), теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, фланелеграф, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени горизонтальные и вертикальные; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки- схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Устроена «стена осанки» для профилактики нарушений осанки.

Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, мягкими игрушками, подушками, книгами и настольно – печатными играми.

В спальных комнатах создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет. Дети дошкольных групп спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.

При входе в детский сад создан уголок для родителей «Для Вас родители», где размещена информация о режиме работы детского сада, о мероприятиях, проводимых в детском саду, консультации для родителей. В раздевальных комнатах групп имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальных комнатах оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники», «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», « Милая мамочка», «Победа деда – моя победа». Вниманию родителей представлено «Дерево благодарности и добрых дел», колонка «Звезда дня». В раздевальной комнате группы раннего возраста имеется уголок адаптации.

В раздевальной комнатах коррекционных групп имеются уголки специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Предметно – развивающая среда детского сада учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

    многофункциональность помещений;

    рациональность использования пространства;

    взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

    целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого моделирования и конструирования. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

В начальной школе создают в богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. В предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.

Обучение в начальной школе проходит в отдельном здании, уроки проводятся в одном помещении, такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся «под рукой» учителя.

Таким образом, важным составляющим успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья.

Список литературы

    Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников [Текст] /Е. В. Баталыгина //Начальная школа плюс До и после, 2012, № 7. – С. 57-60.

    Ефимова, И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности [Текст] /И. Н. Ефимова //Начальная школа: плюс минус, 2000, № 1. – С. 26-33.

    Заика, Ю. Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности [Текст] /Ю. Р. Заика //Начальная школа плюс До и После, 2012, № 2. – С. 3-10.