Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Воспитание будущего читателя. Воспитание читателя

ирина васильевна акулова
Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

Консультация для родителей

Как .

Чтение для ума – тоже, что упражнения для… тела.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по - видимому радикально меняется. Педагоги, родители , воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать .

Вот некоторые советы, как воспитать из ребенка читателя .

1. Больше читать ребенку , но только тогда, когда ему этого хочется. Не отказывайте, когда ребенок просит прочесть книгу. Если вы заняты, скажите ему об этом, но добавьте, что когда вы освободитесь, то обязательно ему почитаете . Это заставит ребенка с нетерпением ждать момента чтения.

2. Книги должны подходить ребенку по возрасту , должны быть интересны ему. Если вы видите признаки усталости, или ребенок начинает елозить – отложите чтение, продолжите после. Перед тем как продолжить чтение, спросите у ребенка , о чем ог узнал в предыдущий раз.

3. Дети очень любят, когда им перечитывают полюбившуюся книгу. Не отказывайте. Очень хорошо, что есть любимая книга. Если книга была прочитана много раз , можно в очередной раз попросить ребенка пересказать её (например, так : «Я устала, давай поменяемся, и ничего, что ты не умеешь читать , ты можешь мне все рассказать). При этом помогайте ребенку , с чего все началось, что было потом, чем закончилось.

4. Даже когда дети сами научатся читать , им нравится, когда читают взрослые . Если ребенок просит вас почитать , не отказывайте под предлогом того, что он уже сам умеет. Да, умеет, но не так хорошо, к тому же иногда приятно послушать, как читает мама .

5. Прежде чем начать читать книгу рассмотрите её. Расскажите, как называются её части : обложка, форзац, листы, страницы. Обратите внимание на иллюстрацию на обложке, какая сцена из книги на ней изображена. Покажите, где написана фамилия автора, где название, как они расположены на листе. В другой раз можно обратить внимание на фамилию художника, где она написана, ее расположение. Если есть содержание, посмотрите его, порассуждайте вместе с ребенком , для чего оно нужно и т. д.

Учите ребенка извлекать полезную информацию из всего. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в мире книг.

6. При покупке новой книге выбирайте её вместе с ребенком . Рассмотрите обложку прочтите фамилию автора, вспомните, читали ли вы произведения этого автора и т. п., как в пункте 5.

7. используйте прием щадящего чтения. Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого можно использовать иллюстрированные познавательные детские книги. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

8. Когда малыш станет чуть постарше, можно сходить с ним в детскую библиотеку. Но перед этим расскажите о том, что такое библиотека, для чего она нужна. Спросите, хочет ли он там побывать? В самой библиотеке расскажите ребенку о её работе . Походите между стеллажей, побеседуйте. Если ребенок захочет , запишитесь и станьте постоянным читателем библиотеки .

Используемая литература.

1. Черенкова Елена Феликсовна.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по ПДД «Правила поведение на проезжей части» «Правила поведение на проезжей части» Каждый год увеличивается количество транспорта в городах, следствие этого и увеличивается поток автомобилей.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ЗОЖ Памятка для родителей «Формирование у ребенка правильной осанки» - У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул,.

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы - воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу - приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание - подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками , способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: - это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное - её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя - стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,

если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья,

если вы думаете на сто лет вперед - воспитайте Человека.

(Народная мудрость)

Актуальность

В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка. Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 - 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма, бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшие, в настоящее время, главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом.

По оценкам международной программы PISA -2009 российские 15-летние учащиеся демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.(Слайд 2)

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании.

Среди первостепенных:

  • Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
  • Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям - обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

Я выявила причины снижения интереса к чтению (слайд 3)

Являясь учителем русского языка и литературы, 19 лет отдаю своим ученикам частицу своего сердца, помогаю найти свой путь в жизни каждому ученику, учу доброте и справедливости, учу быть Человеком, как я это понимаю.

Чтение - форма получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Проблема отчуждения детей от чтения обостряется все сильнее с каждым годом и волнует не только учителей русского языка и литературы, а все общество.

При анкетировании обучающихся выявлены вполне предсказуемые данные о роли чтении в их жизни. (Слайды 4-5)

Цели изучения литературы в школе с введением ФГОС несколько видоизменились(Слайд 6)

Достижение этих целей возможно через решение следующих задач :

Проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

Поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

Привитие младшим школьникам навыков чтения;

Организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей;

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить школьников V, VI и VII классов "осмысленно и бегло" читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей. В VIII и IX классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно - не развивает у подростков "умения читать", понимая под "умением читать" способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.

Работа над методикой изучения художественного произведения требует от учителя-словесника продуманной программы действий (слайд 7)

Работая в этом направлении, я использую следующие технологии обучения:

  1. 1. Проектное обучение (слайд 8)
    Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация выражена сильнее, существенно снижена школьная тревожно.

2.Учебное сотрудничество (слайд 9)

Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое предполагает, что младшим подросткам предоставляется, например, роль учителя в 1—2 классах. В моей практике это имеет место быть: шефство (внекласс.деятельность), миниспектакль, посвящённый 200-летию Михаила Лермонтова (инсценировка некоторых биографических сцен), уроки единого чтения, проводимые семиклассниками для обучающихся начальной школы (Метерлинк «Синяя птица», стихотворения С.Есенина и др.)

3.Дискуссия (слайд10)
На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.

4. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской(слайд 11)
I этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока в 5 классе.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах).

А) Слово, злое, доброе, а, лечит, калечит.

Б) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

А) Доброе слово лечит, а злое калечит.

Б) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

Чему учат эти пословицы? Какова тема урока? (Добро и зло).

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.) Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. Цель анализа текста на этом этапе- создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 -6-м классах - речь идёт о собственно анализе. В 7-8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-м классе - в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет
соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительным источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями (слайд 12).

Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты из книги. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года.Ведется тетрадь для творческих работ, где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливают самодельные книжки, в которых пишут свои сказки, рассказы.Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

экскурсии в школьный музей;

конкурсы чтецов;

инсценировки сказок.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотек. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.(Слайды 13-14)

С целью выявления отношения семьи к чтению было проведено анкетирование родителей. Обработка анкет показала, что дети больше любят читать сказки. Анкетный опрос свидетельствует, что у половины семей есть детские книги.

В последние годы возникла проблема обучения детей с низкой мотивацией . (Слайд 15)В условиях общеклассных форм обучения использую разнообразные методы и средства дифференциации в урочной форме обучения

Результаты (слайды 16-17)

В результате трёхлетней работы по данным технологиям на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты, научились сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других.
Итак, при такой работе, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные(поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (включая электронные, цифровые), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

Выводы (слайд 18)

Я убедилась, что использование данной методики на уроках и во внеклассной работе дает хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

« Начальная школа-детский сад №13»

Воспитываем талантливого читателя

(сундучок мудрых мыслей)

учитель начальных классов

Томилова К. И.

Байкальск-2015г.

Родительское собрание «Растим талантливого читателя»

Форма проведения –сундучок мудрых мыслей (родительский всеобуч)

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников,интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи :

1. Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.

2. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.

3. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение,

4. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей по привлечению детей к чтению.

Предмет деятельности:

Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.

Ожидаемые результаты:

1. Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.

2. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.

3. Разработка плана мероприятий по вовлечению детей в круг чтения

Актуальность : В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер . С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения . Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения. Мы поговорим как воспитать талантливого читателя? Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособностина рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающимсреди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Главная миссия чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд кпроцветанию. У руля этого воспитания стоите вы – уважаемые родители. Семья становится социальным институтомпо поддержке чтения в стране. Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средствапроведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Обьясните, почему так произошло?

Отец решил приобщить своего 11- летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, но оказалось: ужепоздно.

Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь ввашей власти.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая».

Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению. Весь месяц мы собирали в сундучок мудрые мысли. Сейчас по группам обсудим.Цепочка мнений родителей.

Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытатьсяпроанализироватьспособ приобщения ребёнка к чтению.

Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, илитого хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий учителя .Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном,радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно.Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.

4группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Можно даже журналы.

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.

5 группа . Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие«шажки»

вперёд. Помните,что и у вас не сразу получалось.

Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой,вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.

6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнокобычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять и совместными мероприятиями.

Итак подведем итоги. Книга будит эмоции. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция.

Чтение повышает интеллект. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь.

Чтение помогает в учёбе. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональнойвыразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.И, безусловно, если ребёнокчитает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Книги формируют самообразовательные навыки. . Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам.Ве ра в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Памятки, в которых немало полезных советов

ДА

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать

Решение –коллективное и домашнее чтение произведений Н.Носова. Итог проведение литературного праздника в декабре с театрализацией произведений, проведением викторины, награждение лучших читателей.

ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ШКОЛЕ И ДОМА
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами... учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далёкие от наших глаз вещи...» Это раздумья о книге великого педагога и учёного 17 века Яна Амоса Коменского. В большинстве своём классики педагогической мысли придавали чтению, и именно детскому чтению, исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека - его интеллекта, воли, характера, психики. Сегодня педагоги по-прежнему убеждены в том, что одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление лично сти, является к н и г а. Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Из самой читающей страны мира Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу. Частично, конечно, это объясняется объективными причинами: общим сокращением свободного времени, когда за бесчисленными делами на работе и дома не то что почитать - поесть некогда, распространением новых средств передачи информации. Телевидение, радио, Интернет доступны (может быть, даже слишком доступны) и стремительно входят в нашу жизнь. В результате первым отказывается от чтения молодое поколение. И это несёт в себе огромную опасность. Ведь книга - не только источник знаний (теперь таких источников масса, и нет оснований предпочитать только один из них на том основании, что так делали наши Щукина Юлия Вячеславовна
отцы и деды). Это часть нашего внутреннего мира, средство воспитания и развития эстетического чувства. Мне почему-то кажется, что произведение, прочитанное на мерцающем экране компьютера, производит иное впечатление, нежели толстый том, над которым до того смеялись и плакали десятки людей. Реальность, однако, такова, что молодёжь читает практически только произведения «модных» авторов, переводить бумагу на которые - часто только неоправданное изничтожение лесных ресурсов. Сегодня, говоря о чтении, его функции, его роли и месте в современной жизни, мы видим перед собой острую проблему, решать которую необходимо уже на государственном уровне. В современном обществе существуют два принципиально разных подхода психологов к чтению, к его смыслу и функциям. Один подход - сегодня очень распространённый - сводит чтение к получению информации, а информацию - к набору фактов, которые читатель узнаёт из текста. Определённая такими взглядами психолого-педагогическая практика формирует читателя поверхностного, некритического, нетворческого. Сторонники второго подхода, напротив, подчёркивают, что чтение - это сотворчество читателя с автором, что оно требует восприятия и понимания текста не только на уровне описанных фактов. По мнению педагогов, этот подход становится особенно важным, когда речь идёт о детском чтении и о чтении художественной литературы, где велика роль эмоционального сопереживания. Тем более, что сегодня обращает на себя внимание и тревожит тот факт, что дети стали хуже воспринимать художественные тексты. На то есть и объективные, и субъективные причины. Всё тот же возрастающий ритм жизни. Внедрение в быт ребёнка телевидения и компьютера, подготовка к школе вместо игры -всё это приводит к информационным перегрузкам и, как следствие, к снижению собственной познавательной активности. Родители смотрят на чтение исключительно как на получение ребёнком полезной информации. Детскую литературу они заменяют детскими энциклопедиями. Привыкая к фрагментарному, отрывочному тексту, к набору сведении, ребёнок уже не может видеть целостно и другие, в частности, художественные тексты. Не воспринимается подтекст, второй план, утомляют описания, авторские отступления; не возникает эмоционального Щукина Юлия Вячеславовна
отклика, сопереживания. Эти факторы, в свою очередь, определяют выбор литературы для чтения. Круг замыкается, и прорвать его может только специально организованный процесс воспитания маленького читателя, поскольку времена, когда это происходило естественным путём, к сожалению, прошли. Престиж чтения снижается - это уже факт на сегодняшний день, деловое (учебное) явно преобладает над свободным, а свободное - становится всё более развлекательным, частью массовой культуры. Неоспоримо сегодня то, что школа, в широком смысле слова, непосредственно влияет на объём и характер чтения. Именно школе принадлежит значимая роль воспитания талантливого читателя, ведь чтение - это искусство - процесс творческий, поэтому очень важно научить ребёнка читать правильно. Читать можно по-разному, - утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой - сто книжек в месяц, - скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово...» Для того, чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь! Основные взаимозависимые слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, интерес к литературному процессу - всё это воспитывает школа, в частности уроки литературы. Кто такой талантливый читатель? Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составить список произведений по определённой теме и найти их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Талантливый, то есть творческий, читатель владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. У него развиты потребность в чтении и навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания. Воспитать талантливого читателя - значит научить его методам работы с различными произведениями - конспектированием, цитированием, выписками, пользованием словарями, справочниками. Способность творческого чтения - важнейшая предпосылка общего становления и развития личности, одна из основ того духовного багажа, который Щукина Юлия Вячеславовна
предостережёт человека от разлагающего влияния «художественной» антикультуры и активизирует интерес к высокому искусству разных видов и жанров. Поэтому вызывает беспокойство спад интереса к чтению, особенно произведений высокого искусства именно в детстве, когда интенсивно формируется личность, её мировоззрение. С этим непосредственно связано всё то негативное в поведении подростков, юношества. Значение работы по воспитанию грамотного творческого читателя небывало возрастает сегодня, когда на головы юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для понимания которых нужны добротная подготовка, вкус, умение анализировать. Одна из высших радостей педагога - видеть, как ученик сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров, чтоб зайти отвести душу к другу Бальзаку. Интенсивно развивающаяся в детстве личность нуждается в проявлении своих человеческих возможностей. Эстетическое восприятие и оценка художественного произведения, освоение жизни на этой основе эмоционально активно и, следовательно, даёт широкий простор для проявления человеческих возможностей. Духовная природа человека проявляется и обогащается в творческом чтении, т.е., читая, человек «осуществляет» себя. В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение открывает перед детьми прежде всего мир собственной души, маленький человек познаёт величие человеческого духа, проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей». Но это происходит только тогда, когда чтение становится потребностью, когда оно внутренне необходимо, личностно значимо. Необходимо помнить, что ядром творческого чтения является эстетическое восприятие произведения. Оно всегда содержательно и эмоционально. Это личностно окрашенное, индивидуально-неповторимое отношение к предмету восприятия, к его содержанию и форме. Эстетическое восприятие, как и художественный вкус, - категории мировоззренческие. Л.Н. Толстой писал: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны». Щукина Юлия Вячеславовна
Итак, воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности произведений литературы имеет несомненное значение для того, чтобы уберечь учащихся от дурного чтива, чтобы повысить их интерес к тому, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа, и усилить таким образом её воздействие на формирование мировоззренчески, нравственно зрелой личности школьника-читателя. В заключение хочется ещё раз обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашёл в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушёл в жизнь с пустой душой». Замечательные слова, в которых наша главная задача - задача педагогов - учить и учить приобщению к радостям жизни в мире книг. Чтение является сложно структурированной системой, что не может не отразиться на основных терминах. Среди них: читательская социализация, читательское развитие, культура чтения: читательское сознание и общение, читательская деятельность. Если читательская социализация – процесс и результат усвоения и воспроизведения опыта, накопленного человечеством в чтении, то читательское развитие – закономерные количественно-качественные изменения в личности читателя в ходе читательской социализации. Эти изменения происходят в трех сферах читательского развития (сознания, деятельности и общения), тесно связанных между собой. Культура чтения – совокупность достижений личности в читательском развитии, во всех трех ее сферах в соответствии с определенным этапом онтогенеза. Вывод: Учащиеся читают в основном программный материал, чаще увлекаются фантастикой, прислушиваются к рекомендациям учителей Существует немало методик, которые помогут ученику погрузиться в стать Щукина Юлия Вячеславовна
внимательным, увлеченным читателем. Рекомендации предлагаются для учителей и родителей.
Рекомендации

1. Игра в чтение
 Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш - ведущий программы "В гостях у сказки". Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе. Этот метод можно использовать и в школе - как один из вариантов опроса.  Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь "от усталости". К концу чтения "происходит чудо": мама выздоравливает от хандры.
2. Создавайте книги сами!
С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно - чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.
3. Метод Кассиля
Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.
4. Метод Искры Даунис (детского психолога)
Щукина Юлия Вячеславовна
Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то. Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино. Вариантов писем много - главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего. На уровне подсознания закрепляется связь: чтение - подарок - удовольствие.
5. Самый действенный прием - читайте сами!
На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов. И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать. Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.
Как приучить к чтению подростка
Безусловно, воспитывать любовь к книге необходимо с раннего детства. А что делать, если малыш - уже далеко не малыш? Не станешь же с 15-летним верзилой играть в "подброшенное письмо" или читать ему на ночь сказки.Главное - не отчаиваться. Книголюба можно воспитывать в любом возрасте. Вот несколько советов. 
Беседуя

подростком,

приводите

примеры

книг
. Например, обсуждая какую-то ситуацию, можно сослаться на аналогичный пример из Щукина Юлия Вячеславовна
литературы. Со временем ребенок привыкнет обращаться к опыту литературных героев. 
Выбирайте

книги

учетом

интереса
ребенка. Если юноша отказывается читать, но с увлечением гоняет в компьютерные гонки, подберите книгу об автомобилях. Если девочка постоянно вертится возле зеркала, предложите ей почитать о стилях в модной индустрии. Благо, сейчас предостаточно любой литературы. Здесь важно не просто предложить книгу, но и обсудить ее потом. Пусть ваш ребенок расскажет о своем увлечении, и о том, что нового он узнал из книги. Начало положено, а это немаловажно! 
Собирайте домашнюю библиотеку
. Электронные книги, тем более аудиокниги хороши, когда процесс уже запущен. А пока любовь к книге только зарождается, лучше предлагать бумажные книги, с этим особым запахом типографской краски, шуршащими страницами. Пусть у подростка постепенно складывается своя библиотека, где будут присутствовать книги, которые ему интересны. И неважно, что это будет - собрание комиксов, детективы Донцовой или вампирские саги. У каждого любовь к чтению начинается с той особенной Книги, которая приоткрыла дверцу в чарующий мир Слова. А если ребенок уже начинает читать, рано или поздно такая Книга появится и у него.
Литература
1.Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я/И.И. Тихомирова. - 2004 2.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 2:Растим читателя-творца. - 2009 3.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 1:Чтение как творчество. - 2009 Щукина Юлия Вячеславовна
Щукина Юлия Вячеславовна