Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

В прошлом году со мной. О милосердии. В прошлом году со мной случилась неприятность: я упал, упал неудачно

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал.. . Упал неудачно, ху­же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече­ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале­ко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по­мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де­вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж­чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст­вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от­ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за­помнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.. .
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при­нимали за пьяного - они же видели, что я весь в кро­ви, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, пони­мал, насколько в наглей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчи­вости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, что­бы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей час­ти, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвер­нулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили.. . Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь бы­ли и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возник­нуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол трево­ги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
2.
Выпишите из и абзацев слова с переносным значением.
3.
Найдите в последнем абзаце текста фразеологизм.Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы-фразеологизмы и свободные сочетания и запишите их.

некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным нниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в кро-пи, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное -- желание отойти, уклониться, не ввязываться - и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нагоей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот заой фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных ясизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - монсет только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов) (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

Однажды, как-то раз, со мной приключилась беда. Шёл я по улице, и случайно поскользнувшись, упал, сильно покалечившись. Было это где-то вечером, в центре города, недалеко от моего дома.
Побежав к ближайшему подъезду, попытался остановить кровотечение платком. Но всё было без толку. А кровь всё быстрее и быстрее вытекала из моего тела. И сказать я ничего не мог. Мой рот был разбит.
Решил пойти домой, по знакомой дороге. Я уже весь был в крови, которая блестела на мне. На улице было очень много людей.
Многие из них смотрели на меня с презрением. Я ждал помощи, но никто не подходил.
Глядя на них, мне запомнились многие.
Боль мешала мне, но я шёл, о сознавая, что мне никто не поможет.
Раздумывая над их поведением, я долго злился, недоумевал. Но затем, стал вспоминать самого себя.
И тогда понял, что я ничем не лучше их: ведь я так же, как и они, уклонялся и уходил от подобных случаев, стараясь не впутываться в разные истории. Ещё, мне стало понятно, что людям не хватает такого чувства, как милосердие. Но, к сожалению, в наше время это дано далеко не каждому. Даже в науке это слово признали устаревшим.
Почему же люди лишены этого чувства? Ведь, если его не будет, то кого же тогда называть "Человеком"?
Похоже, что этого чувства лишаются ещё в детстве, не находя ему достойного применения.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.Решил повернуть назад, домой.Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным непониманием, обостренным ожиданием помощи...Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, . меня это не касается» стало чувством привычным?С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие

(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал... (З)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу.

(б)С большим трудом поднялся... (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там - она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу - рот разбит.

(11) Решил повернуть назад, домой.

(12) Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь - метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

(20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома.

(22)Позже я раздумывал над этой историей. (23)Могли ли люди принять меня за пьяного? (24)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (25)Но даже если бы и принимали за пьяного... (25)Они же видели, что я весь в крови, что- то случилось: упал, ударился. (26)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27)3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало обычным явлением, а «меня это не касается» стало убеждением?

(28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (ЗО)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться... (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

(ЗЗ)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (Зб)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

(39)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. (40)Но постепенно оно исчезло. (41)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. (42)Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. (43)Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в «Блокадной книге» пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади - и все шли мимо, никто не остановился, не поднял её. (44)Как же это так?» (45)Обида и даже упрёк мне звучали в их словах.

(46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным?

(50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(бЗ)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих - а нищих было много в моём детстве, - всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, - нищенство нередко выглядело страшновато, - подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность - хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий - надо подать.

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни?.. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему?

(62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!

(ПоД. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) - советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Показать текст целиком

В приведенном тексте Д.А.Гранин поднимает проблему необходимости проявления милосердия к людям.

Раскрывая данную проблему, автор обращается к своим воспоминаниям. Писатель описывает ситуацию из жизни: однажды из-за неудачного падения он повредил лицо и руку. Его поразило безразличие прохожих, потому что никто не поинтересовался его состоянием и не предложил помощь. Гранин также вспоминает свое детство. Отец всегда учил его помогать бедным и никогда не рассуждал: притворяются они или нет. Он говорил: «Раз нищий – надо подать».

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Я считаю, что неравнодушие к чужому горю необходимо проявлять не только в каких-либо чрезвычайных ситуациях, но и в обычной жизни по отношению ко всем окружающим людям.

Чтобы подтвердить справедливость данного высказывания, приведу примеры из литературы. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» затронул множество в

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СРОЧНО
В прошлом году со мной приключилась беда Шел я по улице, поскользнулся и упал Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече Было это примерно в семь часов вечера В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу
С большим трудом поднялся – лицо залило кровью, рука повисла плетью Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать И говорить-то не могу – рот разбит
Решил повернуть назад, домой
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шёл,держа у лица окровавленный платок,пальто уже блестит от крови Часто вспоминаю этот путь – метров примерно триста Народу на улице было много
Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь
Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить Надо добираться до дома
Позже я раздумывал над этой историей Могли ли люди принять меня за пьяного Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление Но даже если бы и принимали за пьяного Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударился – почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным
Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя
И нечто подобное отыскивал и в своём поведении Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном,но обязательно надо вспомнить и самого себя Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственном поведении – желание отойти, уклониться, не ввязываться И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, укоренилось К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер А нравственность она состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий
Одно из таких чувств -
чувство милосердия Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и
даже как будто отторгнутый нашей жизнью Нечто свойственное лишь прежним
временам «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даст их
как «устар », то есть устаревшие понятия
Изъять милосердие -
значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений
нравственности Как же так получилось, что чувство это у нас заросло,
заглохло, оказалось запущенным Мне возразить, приведя немало
примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей
жизни Если бы было произвести социологическое измерение этого
чувства
Уверен, что человек
рождается со способностью откликаться на чужую боль Думаю, что это
врожденное, данное нам, вместе с инстинктами, с душой Но если это чувство
не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется

  • Однажды, как-то раз, со мной приключилась беда. Шл я по улице, и случайно поскользнувшись, упал, сильно покалечившись. Было это где-то вечером, в центре города, недалеко от моего дома.
    Побежав к ближайшему подъезду, попытался остановить кровотечение платком. Но вс было без толку. А кровь вс быстрее и быстрее вытекала из моего тела. И сказать я ничего не мог. Мой рот был разбит.
    Решил пойти домой, по знакомой дороге. Я уже весь был в крови, которая блестела на мне. На улице было очень много людей.
    Многие из них смотрели на меня с презрением. Я ждал помощи, но никто не подходил.
    Глядя на них, мне запомнились многие.
    Боль мешала мне, но я шл, о сознавая, что мне никто не поможет.
    Раздумывая над их поведением, я долго злился, недоумевал. Но затем, стал вспоминать самого себя.
    И тогда понял, что я ничем не лучше их: ведь я так же, как и они, уклонялся и уходил от подобных случаев, стараясь не впутыватьсяв разныеистории. Ещ, мне стало понятно, что людям не хватает такого чувства, как милосердие. Но, к сожалению, в наше время это дано далеко не каждому. Даже в науке это слово признали устаревшим.
    Почему же люди лишены этого чувства? Ведь, если его не будет, то кого же тогда называть “Человеком”?
    Похоже, что этого чувства лишаются ещ в детстве, не находя ему достойного применения.

Отправить

Класснуть

Линкануть

Запинить

НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СРОЧНО В прошлом году со мной приключилась беда Шел я по улице, поскользнулся и упал Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече Было это примерно в семь часов вечера В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу С большим трудом поднялся – лицо залило кровью, рука повисла плетью Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать И говорить-то не могу – рот разбит Решил повернуть назад, домой Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шёл,держа у лица окровавленный платок,пальто уже блестит от крови Часто вспоминаю этот путь – метров примерно триста Народу на улице было много Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить Надо добираться до дома Позже я раздумывал над этой историей Могли ли люди принять меня за пьяного Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление Но даже если бы и принимали за пьяного Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударился – почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя И нечто подобное отыскивал и в своём поведении Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном,но обязательно надо вспомнить и самого себя Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственном поведении – желание отойти, уклониться, не ввязываться И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, укоренилось К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер А нравственность она состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий Одно из таких чувств - чувство милосердия Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью Нечто свойственное лишь прежним временам «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даст их как «устар », то есть устаревшие понятия Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным Мне возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни Если бы было произвести социологическое измерение этого чувства Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль Думаю, что это врожденное, данное нам, вместе с инстинктами, с душой Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется