Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

“Есть женщины в русских селеньях …”. Некрасов Н - Есть женщины в русских селеньях (из поэмы Мороз красный нос) В. Енютина Есть женщины в русских селеньях некрасов девочка

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова

В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.

Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.

По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой. Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.

Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.

Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.

Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:

  1. Сравнения – «словно солнце осветит», «рублем подарит», «со взглядом цариц».
  2. Эпитеты – «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».
  3. Метафоры – «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах - то готова копна».

И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:

«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»

Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Н. А. Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

Слабый пол, чудесное создание, непредсказуемая и восхитительная – это все про женщин! Трудно назвать ту область, в которой бы не попробовали свои силы и не преуспели нежные и хрупкие создания.

Историю человечества вершат мужчины и женщины в равной мере. Нам хотелось бы рассказать о женщинах прославивших нижегородский край.

Александра Потанина: Женщина и ледник

В далеких горах Монгольского Алтая есть ледник «Александрин», названный так в честь нижегородки Александры Викторовны Потаниной, одной из первых женщин-путешественниц, сделавшей существенный вклад в развитие отечественной этнографической науки.
Юная Александра много читала, успешно занималась рисованием. Окончив нижегородскую школу для девочек из духовного сословия, Потанина (Лаврская) в 1866 г. стала работать воспитателем в Нижегородском епархиальном училище для девочек и занимала эту должность 8 лет. Потом она вышла замуж за ученого-географа Г.Н. Потанина и стала незаменимой спутницей мужа во всех путешествиях и экспедициях по Сибири, Китаю, Монголии, Тибету. Своим мужеством, проявленным в трудных условиях далеких экспедиций, своими работами о природе, жизни и быте народов Центральной Азии, своими чудесными зарисовками к исследуемым материалам А.В. Потанина сделала большой вклад в науку. Она одной из первых была принята в члены Русского географического общества, а за работу о бурятах – удостоена в 1887 году Большой золотой медали общества.

Надежда Суслова: Призвание быть врачом

Надежда Суслова – одна из тех русских женщин, которые первыми прокладывали себе путь к науке. А ее нижегородские корни дают возможность нашему городу гордиться своей землячкой. Ее родители были крепостными графа Шереметьева, но в дальнейшем были отпущены на волю.

Надежда Суслова получила начальное образование в частном московском пансионе. В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Медико-хирургической академии некоторые профессора (И..М. Сеченов, С. П. Боткин) разрешили в 1862 году трем женщинам, в том числе Н.П. Сусловой, посещать их лекции. Однако в 1863 году правительство запретило женщинам учебу и в академии.

Суслова уехала в Швейцарию, где в виде исключения была принята на медицинский факультет Цюрихского университета, который блестяще окончила в 1867 году. Вскоре она успешно защитила диссертацию. Прежде чем получить разрешение работать врачом, ей пришлось снова проходить все проверочные испытания и вторично защищать диссертацию.

То уважение, которое получила Суслова, сломало барьер, преграждавший женщинам путь в медицину. В 1872 году в Петербурге открылись первые Женские врачебные курсы, просуществовавшие 14 лет. И лишь в 1897 году был открыт Петербургский женский медицинский институт.

Сегодня в нашей стране профессия врача для женщины престижна и актуальна.

Валентина Теличкина: Актриса из Арзамаса

Валентина Теличкина – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации.

Валентина с раннего детства начала проявлять свой артистический талант - пела частушки на концертах в детском саду. В средней школе принимала активное участие в художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре. Очень часто она выступала и дома перед гостями, это доставляло девочке огромное удовольствие. Валентина, как она сама признавалась, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой. Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой.

«Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок и неудивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального».

В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести «Таежный десант». Также актриса сыграла в известных сериалах «Бригада» и «Есенин».

На данный момент в фильмографии актрисы насчитывается более шестидесяти работ. Героини актрисы - живые и непосредственные, дерзкие и капризные, задумчивые и целеустремлённые, казалось бы, простые и вместе с тем необыкновенные.

Людмила Хитяева: Дарья из “Тихого Дона”

«Я - коварная женщина», - говорит о себе актриса Людмила Хитяева, прежде всего имея в виду свои отношения с мужчинами. Коварной женщиной она вошла и в советское кино, превратив эти качества своих героинь в амплуа. Красивая, статная, с гордой посадкой головы и зелеными русалочьими глазами, она, благодаря шолоховским эпопеям режиссера Сергея Герасимова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», считается прирожденной донской казачкой. Но это не так, актриса родилась15 августа 1930 года в селе Большое Широкое Горьковской области. Окончив школу, поступила в Горьковское театральное училище. Получилось это случайно: Людмила пришла поддержать подругу на вступительном экзамене, но в результате сама успешно прошла испытания и поступила. В 1952 году, окончив театральное училище, была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра, в котором проработала 9 лет.

Герасимов встретил Хитяеву в коридоре Студии имени М. Горького в костюме и гриме Ворониной и неожиданно спросил:

– Хотите играть Дарью в “Тихом Доне”?

Разумеется, она была на седьмом небе от счастья: сниматься в классике, да еще у такого режиссера! Одно только тревожило актрису – по сюжету ей нужно было утопиться в реке, а этого она панически боялась. Дело в том, что она выросла на Волге и в жизни тонула три раза, и ее все три раза спасали. Хитяева поделилась своими страхами с Герасимовым.

– Не волнуйся, утопим, как следует! – успокоил ее мэтр. И в самом деле, когда пришла очередь съемок этого эпизода, Хитяеву топили тринадцать раз, пока не добились максимального правдоподобия.

В послужном списке актрисы эта роль до сих пор считается одной из лучших. Сама актриса так вспоминает об этой роли: “Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю – шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать, хотя с детства панически боялась воды.

Екатерина Вилкова: от художественной гимнастики до актрисы

Екатерина Вилкова – яркая актриса, уже давно ставшая важной частью российского кинематографа. С детских лет она особенно любила спорт. Еще в дошкольном возрасте Катя стала заниматься художественной гимнастикой. К 14 годам Вилкова добилась титула кандидата в мастера спорта и бросила занятия.

После того, как с художественной гимнастикой было покончено, Катя Вилкова поступила в Нижегородское театральное училище. В 2006-м году Екатерина успешно окончила театральный ВУЗ, а также прекрасно проявила себя в рамках дипломной постановки «С любимыми не расставайтесь». Театральная работа вышла очень успешной, однако, несмотря на это, впоследствии она все-таки выбрала кино.

Отправившись в свободное плавание, актриса стала часто сниматься в самых разных проектах. В период с 2006-го по 2010-й год на экраны вышло сразу пятнадцать лент с участием талантливой нижегородской актрисы.

Особенно успешными в этом плане стали картины «Черная молния», «Стиляги», «Нас не догонишь», «Книга мастеров», а также некоторые другие. В разные годы она снималась в драмах, комедиях, боевиках и даже в фантастических лентах. Благодаря своим многочисленным ролям в известных российских фильмах, уже в середине 2000-х годов молодая актриса стала настоящей звездой кинематографа России.

Наталья Водянова: “Русская золушка”

«Удача сопутствует смелым и решительным». Именно эта фраза характеризует Наталью Водянову, девочку из небогатой семьи, которая стала настоящей «королевой бала».

Всемирно известная российская топ-модель, актриса, лицо марки L’Oreal Paris и муза сотен дизайнеров – ее путь до вершины был тернист и непрост. Самая простая русская девушка из глубинки смогла добиться мировой известности и стать престижной моделью

Наталья Водянова родилась 28 февраля 1982 года в Нижнем Новгороде. Воспитывала девочку одна мать, отца Наталья Водянова не помнит, кроме нее в семьи росли еще 2 сестры, одна из которых была инвалидом детства. Семья жила бедно, и Наталья была вынуждена работать с 11 лет. В возрасте 15 лет школьница поступила в нижегородский педагогический колледж, а в 16 Водянову зачислили в модельное агентство «Евгения».

На одном из просмотров девушку заметил скаут агентства Viva Model Management и пригласил на кастинг французского агентства в Москву. Дальше события развивались по сценарию настоящей сказки. Через несколько месяцев девушка отправилась в Париж, где и началась модельная биография Натальи Водяновой.

Жизнь модели – не только показы, фотосессии и модные дефиле, но и благотворительная деятельность. 2005 году она основала благотворительный фонд «Обнажённые сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России. В общей сложности фонд построил уже более 60 игровых парков в 44 городах. Причём это не просто дворовые площадки, а специализированные игровые парки для ребят разных возрастов и интересов, приспособленные для детей с ограниченными возможностями.

Мысль о создании фонда пришла Наталье после трагедии в Беслане в сентябре 2004 года. В 2006-м году в Нью-Йорке при поддержке дизайнера Дианы фон Фюрстенберг она собрала $350 000 и построила первую игровую площадку на своей малой родине в Нижнем Новгороде. В 2009 году русская модель осуществила мечту и на средства фонда был построен детский парк в Беслане.

Наталья Плетнева.

Урок-конспект по литературе: "Н. А. Некрасов. Мороз красный нос"

Тема : Есть женщины в русских селениях

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;

Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусств;

Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

Учить формировать свое отношение к прочитанному;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Планируемые задачи :

Уметь определять роль тропов в создании образа;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Оборудование : портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, чтение отрывка мастером слова.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Постановка учебных задач урока.

IY. Работа по теме урока

  • Слово учителя.
  • Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.
  • Знакомство с текстом отрывка.

1. Прослушивание фонохрестоматии. (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)

2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».

  • Анализ текста.
  • Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
  • Какими качествами характера обладает Дарья?
  • Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
  • Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...
  • Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.
  • Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».
  • Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

  • Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).

По будням не любит безделья, Зато вам ее не узнать, Как сгонит улыбка веселья С лица трудовую печать.

  • Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.

Пройдет - словно солнце осветит?

Посмотрит - рублем подарит? (Сравнение )

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (Эпитеты )

  • Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
    Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
    Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она - женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое - „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное - „женщина русской земли...“»
  • Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).
  • Самостоятельное чтение отрывка учащимися.
  • Работа в группах
  • Задания:
  • 1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа?
  • 2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.
  • 3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.
  • Ответы!!! 1 группа - (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька) 2группа - (Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

3 группа- (Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

Какова тема поэмы? Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» быть простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Кто героиня поэмы? Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем одарит!»

Слово учителя

Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.

Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба-злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.

Какова идея поэмы?

Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

Слово учителя

В стихах и поэмах Некрасов изображал тяжелую судьбу народа, крестьянскую жизнь. Многие произведения поэта посвящены доле русской женщины. Женщина в поэмах Некрасова - главная носительница красоты и полноты жизни, она - символ национального существования. В поэме «Русские женщины» Н. Некрасов рассказывает о подвиге жен декабристов.

Итоговая беседа

Кто главный герой поэмы?

Какова рифма в поэме?(перекрестная)

Что понравилось на уроке?

Слово учителя

Произведения Некрасова, созданные в 60-е годы XIX века подготавливали революционные настроения в демократических кругах русской молодежи. Они ярко и правдиво отображали реальность русской жизни второй половины XIX века

Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

YI.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Совсем недавно наткнулась на стихотворение современного автора Владимира Поварова, посвященное сельской женщине. Оно вызвало немало положительных откликов читателей:

На деревенской женщине нашей,
которая сеет и жнёт, и пашет,
и прёт, как лошадь, тяжёлый воз,
всё держится и всё поднялось!

Простая она и трудолюбивая,
бесхитростная и терпеливая,
и неустрашимая, как солдат!
Куда ты, Русь, без неё, куда

Без русской бабы кургузой, сивой,
чуть мешковатой и всё же красивой,
которую очень трудно постичь.
Пойми её ты и возвеличь

Без всякой мысли и укоризны!
Как только баба уйдёт из жизни
или заменит кто-нибудь пусть -
осиротеет святая Русь!

Автор, несомненно, во многом прав: действительно, сельские женщины на своих плечах держат русскую деревню. И мне захотелось на страницах нашего сайта рассказать о женщинах, жительницах села, внесших огромный вклад в развитие Житного. Это медики, учителя, воспитатели, работники администрации, труженицы, словом те, кого знает и уважает все село, к чьему мнению прислушиваются. К сожалению, они не отмечены почетными званиями и наградами, хотя своим трудом и отношением к жизни, людям, конечно же, их достойны. Вот только стихотворные строки хотелось бы к их образам подобрать иные. Мне вспомнились строчки Некрасова из поэмы «Мороз красный нос»:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет - словно солнце осветит!

Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идет,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Открыть цикл статей о женщинах нашего села позвольте с историй жизни двух подруг, которые когда-то давно приехали в Житное и прикипели всем сердцем к этому месту. Были поддержкой, крепким тылом своим супругам, поднимавшим колхоз «Красная звезда», воспитавшим замечательных детей, которые, следуя примеру родителей, остались в Житном. Потому что так же, как и их матери приросли душой к своей малой родине.

Тамара Георгиевна Санникова родилась в селе Вышка Республики Калмыкия 25 марта 1937 года. Ее назвали в честь акушерки, которая приезжала в село принимать роды. Ребенок войны, она пережила все тяготы и лишения грозных сороковых лет. В детстве на вопрос «кем бы ты хотела быть, когда вырастешь» девочка отвечала: «ДоХтором». В 1955 году, закончив мумринскую десятилетнюю школу, Тамара Георгиевна поступила в Астраханское медицинское училище.

И в 1957 году, получив диплом фельдшера, уехала работать в село Тумак Зеленгинского района. А через два года наша героиня приехала в Житное. И в 1959 году Тамара Георгиевна навсегда связала свою жизнь с нашим селом.

В 1960 году Тамара Георгиевна вышла замуж за Санникова Валентина Ивановича. Валентин Иванович возглавлял колхоз «Красная звезда», вывел его в передовики. Настоящий руководитель, радеющий за своих подчиненных, он много сделал для нашего села и его жителей.

До сих пор житнинцы вспоминают его добрым словом. Но ведь очень важно, чтобы рядом с таким мужчиной была женщина, которая поддержит, окружит заботой и вниманием, разделит горечь поражений и радость побед, создаст маленький мир, в котором можно спрятаться от бесконечных дел и проблем, отдохнуть, получить заряд любви, нежности и сил для дальнейших свершений. Тамара Георгиевна стала надежным другом, помощником Валентину Ивановичу, хранителем их семейного счастья, замечательной мамой и бабушкой.

Многие женщины рядом с сильными мужчинами уходят из профессии, полностью отдавая себя семье, заботам, подчиняются только интересам мужа и детей. Но Тамара Георгиевна не стала домохозяйкой, она продолжила работать в медицине и 33 года отдала этому трудному, но такому важному делу.

В течение десяти лет Тамара Георгиевна проработала дежурной медсестрой. Люди старшего поколения и мои ровесники должны помнить, какая строгость была в Житниской больнице, порядок во всем: белье, одежда только больничные, соблюдение режима – дело обязательное, прием лекарств и процедур строго по времени. Даже посещение больных только в положенные часы! А какая была наполняемость палат в стационаре! Это не значит, что больше болели. Просто к людям относились внимательно, создавались замечательные условия для скорейшего выздоровления. И за всем этим порядком стояли врачи, медсестры, санитарки больницы, в том числе и наша героиня.

Позже Тамара Георгиевна перешла работать в поликлинику, став терапевтической медсестрой. Тактичная, доброжелательная, всегда улыбающаяся и открытая она проработала со всеми терапевтами житнинской больницы. Когда Тамара Георгиевна начинала работать, в больнице было 15 коек и два врача: Галина Михайловна Муравьева и Дора Семеновна. Позже колхоз построил современную больницу. Ни в одном селе Икрянинского района не было такого здания. Валентин Иванович смотрел в будущее, думая о том, что село будет расти, развиваться и ему нужны квалифицированные медицинские работники. И условия были созданы.В Житное стали приезжать медики.

Тамара Георгиевна с болью в голосе говорит о нашей больнице. Ведь сколько было сделано, как слаженно работал коллектив. Фактически, людям не нужно было выезжать за пределы села, чтобы получить помощь. Лаборатория, хирургия, стоматология, рентген кабинет, гинекология, педиатрия, физиокабинет…-работали все отделения. Коллектив больницы работал, что говориться, с душой. Конечно же, нашей героине обидно и горько смотреть на то, что стало с житнинской больницей.

Особенно обидно за своего супруга, Валентина Ивановича, который, в отличие от последующих руководителей села, понимал, что больница, школа и детский сад – это краеугольные камни в фундаменте жизни села. Не будет их – умрет село! Санников выделял немаленькие средства на поддержание школы, садика, больницы в хорошем состоянии.

К сожалению, человек не вечен. Да и дело рук его может жить лишь в том случае, если его продолжают. А последователей доброго начинания не нашлось… «Как же так? – удивляется Тамара Георгиевна. –Столько было создано руками наших тружеников-колхозников на благо нашего общего дома – Житного! Сколько ребятишек рождалось в селе! Жизнь кипела, как в большом муравейнике. С пяти утра начинало село «шуметь». И лишь после заката рабочие звуки умолкали. Однажды в больницу привезли жителя села Краса, Балашова. Он был ранен, нож торчал прямо в сердце. Везти дальше нельзя! Решили оперировать в Житном. Быстро доставили нужных специалистов и спасли человека. Возможно сейчас такое? Нет! Почему же позволили всему развалиться? Как допустили?» Не может принять эта замечательная женщина современной реальности. Но Тамара Георгиевна – человек позитивный, оптимистичный. Она с надеждой смотрит в будущее, думая, что найдутся ещё люди, подобные ее супругу, и поднимут село, не дадут ему окончательно погибнуть.

На протяжении всего разговора Тамара Георгиевна больше говорила о селе и его жителях, чем о себе. И не удивительно, она человек скромный, считает, что ничего выдающегося в жизни не сделала. Просто любила свою работу и людей. «Знаешь,- говорит Тамара Георгиевна, - я хотела идти на работу. Мне нравилось помогать людям, быть нужной. Люди приходили со своей болью. Каждого хотелось подбодрить, вселить надежду, облегчить страдания. Случаи были разные: и ножевые ранения, и серьезные заболевания. Плохие ли, хорошие люди обращались за помощью – лечили всех. Даже с эпидемией холеры в 70-ых годах справились! Мы тогда сутками дежурили в больнице, домой нас не выпускали солдаты, охранявшие ее. Нисколько не жалею, что пошла в медицину!»

Мы спросили Тамару Георгиевну, если бы у нее была возможность «переписать книгу своей жизни», что бы она изменила? Наша героиня долго не думала: «Была возможность уехать. Моего мужа однажды приглашали работать в область. Он отказался. Не смог оставить колхоз, а я его поддержала! Никогда меня не прельщала городская жизнь. Мне нужно просыпаться и наступать на родную землю… И вообще, самое великое дело – воспитать достойных детей. У нас с мужем это получилось. За своих дочерей мне не стыдно. Я горжусь ими, радуюсь внукам, дождалась первого правнука. Жизнь удалась, за что я и благодарю Всевышнего».

Меня всегда восхищала Тамара Георгиевна. В ее жизни было немало трудностей и потерь. Но в нашем с ней разговоре она ни разу не посетовала на судьбу, не высказала обиду в чью-либо сторону. Я никогда не видела ее хмурой, неприветливой. Всегда красивая, улыбающаяся и необыкновенно интеллигентная, она ассоциировалась у меня с образом английской королевы. Честь, достоинство и любовь - эти три слова определяют жизненный путь этой замечательной женщины.

В 1959 году по рекомендации Тамары Георгиевны в Житнинскую больницу приехала молодая красивая девушка с дипломом фельдшера-акушера Астраханского медицинского училища. Звали ее Лариса Александровна Астафьева. Родилась наша героиня в 1937 году в поселке Рынок Лиманского района, школу закончила в поселке Мумра. Но так сложилась судьба, что родным для нее стало наше Житное.

Начинала свою трудовую деятельность Лариса Александровна в Житнинском родильном доме, но его вскоре закрыли и молоденькая девочка осталась работать в экстренной родовой палате акушеркой. Несмотря на молодость, она справлялась с этой ответственной и серьезной должностью на «отлично». Беспокойная, решительная, она выезжала на вызовы и в Красу, и в Чулпан, и в Седлистое в любое время года и суток, потому что хорошо понимала, помочь роженицам никто кроме нее не сможет - села-то за паромные. «Приемные дети, - шутит Лариса Александровна, - у меня есть во всех селах». Первым ее испытанием были сложные роды. Женщина могла умереть, но Лариса Александровна не растерялась и помогла появиться на свет крепкому малышу. «Справилась я без всякой помощи,- вспоминает она. – И поняла, что это мое призвание». После «боевого крещения» Лариса Александровна уже не думала о другой профессии и всю свою жизнь подчинила строгому правилу: нельзя расслабляться, всегда быть наготове и оставлять свои координаты дежурным «Скорой помощи». Она по звуку могла отличить неотложку, которая приезжала к дому, чтобы забрать ее на вызов.

Своего отношения к профессии Лариса Александровна не изменила даже после рождения детей. Сын и дочь с детства знали, что мама не может по - другому и справлялись самостоятельно и с уроками, и с домашними делами. В жизни ее была страшная трагедия – смерть любимого мужа Александра Дмитриевича Рублева. Но пережив ее, эта сильная женщина вновь вернулась к работе, отдаваясь ей все больше и больше.

О своей нелегкой профессии Лариса Александровна никому не рассказывала, на усталость никогда не жаловалась. Ей нравилось помогать людям, чувствовать себя нужной. Однажды в селе Старо-Волжск беременная женщина впала в кому. Мать 12 детей спасти было уже нельзя, а вот неродившемуся малышу еще можно помочь. Лариса Александровна вызвала в Житное врачей из области. Медики решили перевезти роженицу в Житнинску больницу и провести операцию. Ребенок был спасен. Лариса Александровна долго интересовалась судьбой мальчика. Она знает, что он вырос, отслужил в армии, женился, у него родились дети. Знает ли он историю своего появления на свет?

Медицинский работник в селе, далеком от районного и областного центра, должен быть человеком грамотным, решительным, уравновешенным. Ведь часто приходится принимать серьезные решения. А фельдшеру – акушеру ещё сложнее: от его действий зависят сразу две жизни – матери и ребенка.

Лариса Александровна обладает всеми нужными качествами. Порой ей приходилось помогать не только своим пациентам, но и молодым неопытным коллегам. Как-то зимой ее вызвали в село Седлистое. В новом ФАПе ещё не было отопления, а у молодой мамочки начались роды да ещё и с осложнением. Начинающий фельдшер растерялась, никак не могла помочь пациентке. Лариса Александровна взялась за дело: натопила камышом печь, отправила водителя за терапевтом и педиатром в Житное через лед и помогла роженице и ее малышу. Она успокаивала молоденькую коллегу, а сама в это время переживала сильнейший стресс.

Таких случаев в ее практике было много, приходилось работать за врача и акушерку одновременно. Конечно, тяжелая профессия дает о себе знать сейчас: здоровье пошатнулось. Но ее поддерживает благодарная память ее пациенток. Женщины, которым помогла Лариса Александровна, радуются при встрече с ней, рассказывают о судьбах свих детей. Это дает силы нашей героине, понимание, что ее труд не был напрасным.

Да и для коллег Лариса Александровна была эталоном медицинского работника: в кипельно-белом накрахмаленном халате, приветливая, спокойная, она внимательно выслушивала каждую женщину и старалась помочь. Сорок лет отдала Лариса Александровна своей профессии. Наград не имеет. Не считают наши руководители ее труд достойным награды, даже с днем медицинского работника не поздравляют!

А сердце медика болит за больницу, которой она отдала столько лет своей жизни. Обидно и горько за людей села, за детишек, которые могли бы родиться в Житном.

Мы спросили Ларису Александровну, какими качествами должен обладать медицинский работник. Она не раздумывая ответила: «Человечность». Да, в наше время человечность в дефиците.

Спасибо Вам, Лариса Александровна, за ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, за Ваш нелегкий, но очень нужный труд.