Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Мой дом, моя семья. Конспект занятия "Моя семья. Мой дом и мое место в нем" Моя семья мой дом большой

Цели проекта:
– пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям,
братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
– формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и
близких людей;
– формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.
I. Родительский дом.
Самый лучший в мире дом –
Это тот, где мы живем.
Можно здесь читать, играть,
Веселиться, танцевать,
Рисовать, мечтать и петь,
Даже мультики смотреть,
Но нельзя ворчать, скучать,
Лгать и слабых обижать.
Ставим цели:
– открытие непреходящих жизненных ценностей по имени «семья»,
«родительский дом»;
– укрепление родственных чувств.
Действуем!
1. Проводим исследования (анкеты, тесты, сочинения):
– «Дом, в котором я живу»;
– «Моя семья и я».
2. Общаемся:
– «Родительский дом – начало начал»;
– «Из кладовых народной мудрости» (обращение к пословицам и поговоркам
нашего народа);
– «Моя семья – мое богатство».
II. Кто­кто в родном доме живет?
НАШИ РОДИТЕЛИ
Ставим цели:
– выяснить, какие они, наши родители, за что мы их любим и ценим;

– открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не
знаем вовсе;
– научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.
Действуем!
Открываем своих родителей заново.
Путешествуем:
– в детство своих родителей;
– в мир увлечений своих родителей (эстафета увлечений, выставки, работа
Города мастеров, семейные концерты, спектакли и др.);
– в профессию своих родителей.
Узнаем:
– историю романтической любви папы и мамы;
– что радует и огорчает наших родителей;
– с какими трудностями сталкиваются наши родители в жизни;
– какими нас видят и хотят видеть наши родители.
Учимся по­новому смотреть на маму, относиться к маме, помогать маме.
1. Пишем: «Рассказы о маме, мамочке, мамуле», «Оды в честь наших мам».
2. Вспоминаем:
– «Мамины добрые и ласковые слова»;
– «Мамины нотации и нравоучения»;
– «Мамины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Мамины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес мамы»;
– «Слова благодарения маме».
5. Рисуем: «Милой мамочки портрет».
6. Выясняем: «Какие мы мамам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать маму.
8. Усваиваем и реализуем «Мамины уроки».
9. Проводим конкурсные программы: «Наши мамы – самые­самые!».
Учимся по­новому смотреть на папу, относиться к папе, помогать папе.
1. Пишем: «Рассказы о моем отце».

2. Вспоминаем: «Папины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Папины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес папы»;
– «Слова благодарения папе».
5. Рисуем: «Папин портрет».
6. Выясняем: «Какие мы папам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать папу.
8. Доказываем: «Мой папа – настоящий мужчина»; «Очень мы похожи – я и
папа мой»; «Мой папа – рыцарь без страха и упрека»; «Лучше папы друга нет».
9. Проводим конкурсы: «Наши папы – самые­самые!»; «Папа может все, что
угодно».
10. Осваиваем и реализуем «Папины уроки и секреты».
Изменяемся!
Учимся быть хорошими детьми: любить по­настоящему, понимать,
слушаться, заботиться, помогать по дому, создавать хорошее настроение.
Разгружаем родителей от забот: берем на себя обязанности по дому, по
уходу за младшими братьями и сестрами, по уходу за животными, домашними
растениями, садом и огородом.
Сажаем яблоню (другое дерево) в честь своих родителей («мамину»,
«папину»).
НАШИ БРАТИШКИ И СЕСТРЕНКИ – САМЫЕ­САМЫЕ!
Ставим цель:
– выяснить, какие мы братья и сестры;
– научиться заботиться и любить больше, чем любили до сих пор.
Действуем!
1. Проводим исследования:
– «Какой я брат?»;
– «Какая я сестра?».
2. Ведем разговоры о главном: «Если мы сестра и брат – настоящие!».
3. Проводим программы­презентации, конкурсные программы:

– «Вот какие наши братишки!»;
– «Вот какие наши сестренки!»;
– «Наши братишки и сестренки – самые­самые!».
4. Учимся заботиться и любить больше, чем делали до сих пор:
– общаемся с братьями и сестрами как можно чаще и только с помощью
«волшебных» добрых слов;
– искореняем в себе привычку жаловаться, ябедничать, обзываться;
– учимся уступать, мириться, прощать, не обижать;
– оказываем помощь в уходе за младшими, учебе, в выполнении семейных
обязанностей; в трудных ситуациях;
– готовим сюрпризы и подарки к дням рождения, праздникам и просто так –
от чистого сердца и желания доставить радость.
БАБУШКИ И ДЕДУШКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
Ставим цели:
– воспитать в себе уважение к старшему поколению в семье;
– познакомиться с жизнью бабушек и дедушек, написать о них свои книги,
снять о них фильмы, записать их советы и наказы;
– взять на себя ответственность за заботу о бабушках и дедушках.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном:
– «Бабушки и дедушки в нашей жизни»;
– «Как мы относимся к нашим дедушкам и бабушкам?»;
– «Что мы знаем о наших дедушках и бабушках?»;
– «Всегда ли мы понимаем наших бабушек и дедушек?»;
– «Как не обижать бабушек и дедушек?»;
– «Как стать любящими, послушными, заботливыми внуками?».
2. Проводим программы­презентации:
– «Наши дедушки­дедулечки – самые­самые!»;
– «Наши бабушки­бабулечки – самые­самые!».
3. Открываем свое сходство: «Я на дедушку похож(а)»; «Я на бабушку
похож(а)»;
4. Размышляем о жизни своих бабушек и дедушек «Бабушка рядышком с
дедушкой».

5. Путешествуем: «В бабушкино детство»; «В дедушкино детство»;
«Путешествие в бабушкину юность»; «Путешествие в дедушкину юность».
6. Слушаем: «Бабушкины истории»; «Дедушкины истории»; «Бабушкины
сказки».
7. Слушаем песни и романсы бабушек и дедушек.
8. Осваиваем: «Бабушкины уроки», «Дедушкины уроки».
9. Играем: в бабушкины игры, забавы, развлечения; дедушкины игры, забавы,
развлечения; «Бабушкины уроки»; «Дедушкины уроки».
10. Проводим праздник для бабушек и дедушек «Тряхнем стариной!».
11. Проводим конкурсы: «Вот какие наши бабушки!», «Вот какие наши
дедушки!».
12. Открываем клуб дедушек и бабушек «У самовара».
13. Учимся в дедушкиных мастерских, в бабушкиной школе.
14. Сажаем яблоню (другое дерево) в честь своего дедушки, своей бабушки.
15. Ищем и находим слова прощения и благодарения в адрес наших дедушек
и бабушек.
16. Пишем о бабушках и дедушках книги, снимаем о них фильмы, записываем
их советы и наказы.
НАШ ДОМАШНИЙ ЗООПАРК
Ставим цель:
– узнать как можно больше о братьях наших меньших;
– научиться нести ответственность за тех, кого мы приручили.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном (общение­просвещение):
– «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
– «Домашние животные в семье: радости общения и проблемы»;
– «Посмотри в глаза брошенным животным»;
– «Не дразните собак, не гоняйте кошек…».
2. Проводим:

Программы­презентации:
«Зверье мое», «Вот какие наши братья
меньшие!» (собаки и кошки, мышки и хомячки, птички и рыбки, козочки и
коровки, курочки и петушки, а также другая домашняя живность).
Познавательные программы:
– «В мире диких животных»;
– «Наши домашние питомцы – наши друзья»;
– «Животные – лекари».
Консультации со специалистами по уходу за домашними животными.
Конкурсные программы:
– «Домашние дрессировщики»;
– «Гав­шоу»;
– «Кис­кис­мяу!»;
– «Артисты в мире братьев наших меньших».
3. Организуем Общество друзей братьев наших меньших:
– Школа умелых хозяев братьев наших меньших (уроки Знаек «О братьях
наших меньших», уроки специалистов «Азбука ухода за животными», уроки
доктора Неболита для братьев наших меньших и др.);
– служба помощи бездомными животным;
– столовая для птичек и зверьков;
– зал для уроков и экскурсий «В мире братьев наших меньших»;
– творческие мастерские друзей братьев наших меньших;
– творческая выставка (постоянно действующая).
III. Учимся быть семьянинами.
Ставим цель:
– осознать свои семейные роли: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра,
близкий – дальний родственник;
– выяснить, какие мы семьянины уже сегодня, какие роли и как мы их играем
в семье;
– научиться быть настоящими семьянинами: взять на себя ответственность за
родных и близких нам людей;
– действовать во благо своей семье, своим родным и близким людям.
Действуем!
1. Выясняем:
– Кого называют семьянином?

– Что значит быть семьянином?
– Что мы знаем о своих родных и близких людях?
– Наши семейные роли (сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий –
дальний родственник);
– «Какие мы в семье?» («Какой я сын?», «Какая я дочь?», «Какой я внук?»,
«Какая я внучка?», «Какой я брат?», «Какая я сестра?», «Какие мы
родственники?»).
– «Я – семьянин! (?) (…)»;
– «Какой я семьянин?».
2. Проводим программы­презентации, конкурсные программы:
– «Я – семьянин!»;
– «Я и мои родные люди»;
– «Какие мы в доме помощники?».
3. Открываем Школу семьянина.
Ведем разговоры о главном:
– Когда нет семьи, так нет и дома.
– В семье согласно, так идет дело прекрасно.
– Намеки да попреки – семейные пороки.
– Дома и стены помогают.
– Семья – убежище души.
– Моя семья – мое богатство.
Изучаем и осваиваем «Азбуку семьянина»:
уроки народной семейной мудрости;
уроки наших родителей, бабушек и дедушек, наших родственников;
уроки человечности (наука «Не обижать родных людей!»): доброты,
чуткости, внимательности, заботы, милосердия; учимся владеть своими
чувствами;
учимся быть домохозяевами (забота о чистоте, порядке и уюте; освоение
секретов кулинарного искусства; работа с инструментами; ремонт в доме и др.);
уроки домашнего досуга «Досуг – наш друг»:
– часы домашнего чтения и просмотра фильмов;
– прогулки, походы;
– культпоходы в кинотеатры, театры, цирк, концертные залы, музеи;
– коллекционирование;
– занятия по интересам;

– занятия спортом;
– домашние праздники и др.

Классный час «Мой дом»

Оборудование: Дом, фундамент, окна, крыша. Конструктор, листы бумаги, ручки, конверт.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу»

Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у нас?

Радость, что тебя ждут?

Слезы облегчения : «Ну, вот я и дома»

Раздражение: «Ну что им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

Очень хочется узнать ваше мнение о семье, о родителях, так как в скором времени вы сами станете зажигать свет в своих окнах.

1. Мои родители – это…

2. Свет в окнах моего дома – это…

3. Радость в моей семье – это

4. Горе моей семьи – это

5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…

7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …

8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

9. Если бы я был волшебником, то в своей семье я бы изменил(а)….

Создание семьи подобно строительству дома: если фундамент плохой, дом рухнет рано или поздно. В любой момент в доме вы можете поменять цвет стен, купить новую мебель, положить новое покрытие для пола, но фундамент вы не перестроите никогда. Так же и с семьей: если нет прочной основы – она рухнет.

Глаза в глаза увидевшие чудо,

Душа, души вернувшая покой,

Свой вещий свет (она) разбудит всюду,

Она во всём и всех завёт с собой.

Она одна божественно целебна,

Она одна все души утолит

Своим прикосновением волшебным

Она мгновенно землю озарит.

И серый мир с ней станет совершенным,

Осмысленным, таинственно иным,

Она своим дыханием волшебным

Наполнит души, суть откроет им.

Она ворвётся в звуки старых песен,

Она слова сияньем растворит.

Мир лишь тогда божественно чудесен.

Когда (она) глазами говорит.

Как вы думаете, о какое могущественном чувстве идет речь, которое может говорить глазами и при этом мир становится божественно чудесным?

Конечно это чувство любовь. Я думаю, вы не будете спорить со мной, если в фундамент нашего дома я помещу ЛЮБОВЬ .

Вывод: Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана Сент – Экзюпери: « Не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении – вот что значит любить»

Динамическая пауза:

Любовь во мне (сердечко руками и к себе)

Любовь в тебе (сердце и руками к соседу)

Любовь вокруг (сердце ладони к себе)

Любовь везде (сердце ладони от себя)

Притча: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему. «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик Павлов И.П. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Важно не забывать, что только в здоровой семье могут рождаться здоровые дети.

Просмотр видео «Здоровые дети в здоровой семье» http://infourok.ru

Вывод: Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты определяется преимущественно его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому члену семьи. Следующий кирпичик в фундаменте дома счастья это ЗДОРОВЬЕ .

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, “Я” - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь “Я”!

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, в фундамент нашего дома мы заложим кирпичик ТРАДИЦИИ.

Какие традиции существуют в ваших семьях? Какое любимое блюдо в вашей семье? Какой праздник в вашей семье любят и ждут? Какие увлечения есть у вашей семьи?

Вывод: Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких.

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, а родители должны понимать своих детей.

Игра построй дом. (Две пары уходят за дверь, когда они вернутся, то должны построить дом за 2 минуты. Классу дается задание пронаблюдать, как будут выполнять они задание. Обратить внимание на взаимоотношения между людьми. Кто был организатором, кто идейным вдохновителем, как принимали решения, слаженность в работе.)

Притча: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

Кирпичик ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ.

Тренинг

Напишите три составляющих счастливой семьи. (Дети зачитывают свое мнение)

Уберите один из листочков с тем, чего нет в вашей семье сейчас.

Из двух оставшихся отложите тот, где вы сомневаетесь, что сможете воплотить это в своей семье. (Дети зачитывают свое мнение, листочки-кирпичики крепятся к стенам дома)

Я предлагаю помечтать и написать письмо в будущее. Опишите, какая у вас будет семья, когда вы планируете создать семью, каким будет ваш дом, сколько будет детей, какие традиции будут в вашей семье. Музыка.

Пришло время водрузить у нашего дома крышу-крышу ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ . (Музыкальная композиция)

Посмотрите на наш дом, хотелось бы вам жить в таком доме?

Закончить нашу встречу я хочу восточной притчей :

« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:

Какая у меня бабочка - живая или мертвая?

А мудрец ответил: Все в твоих руках…»

Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.

Моя семья. Мой дом и мое место в нем.

Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.

Работа с таблицей «Расскажи о себе».

Работа с кругами Луллия.

Беседа по вопросу «Что такое семья» (Дети рассказывают о своей семье, кто есть в семье, как зовут)

Беседа – рассуждение:

Воспит.: Самыми близкими являются мамы, папы. Братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Младшие нуждаются в любви и поддержки старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень любят внуков, берегите бабушку и дедушку. Подумаем вместе. Какие добрые и ласковые слова можно им сказать.

Из поколения в поколение передается такое правило:

Уважай родителей, береги их, не обижай.

Где бы ты не был, спеши к ним по первому зову.

Работа по таблице «Расскажи о себе»

Воспит.: У каждого человека есть дом, в котором живет семья. У одних он деревянный. У других кирпичный с садом и огородом. В таком доме может быть несколько комнат и кухня. Другие живут в многоэтажных домах.

Работа с кругами Луллия «Найди свой дом»

Воспит.: У каждой семьи есть своя квартира. В квартирах могут быть одна или несколько комнат и кухня. Посмотри на свою квартиру. Какая она? Чистая. Светлая. Просторная? От кого зависит чистота и «свет» вашего дома? Помогаешь ли ты старшим в уборке? В чем заключается твоя помощь? Рассказы детей.

Беседа по экологии. Здоровье, настроение в семье, зависят не только от чистоты и уюта в доме, но и от экологического состояния окружающей среды. Посаженные возле дома деревья, цветы обогащают кислородом воздух и поднимают настроение человека.

Если ты хочешь вырасти крепким, здоровым соблюдай правила:

Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их не обижай;

Помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор;

Свою комнату содержи в чистоте. Помни, что грязь, беспорядок отрицательно влияют на здоровье человека;

У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место.

Обобщение:

Помни, что соблюдение личной гигиены, чистоты и порядка помогут тебе вырасти здоровым и счастливым.

Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.

Мой мир. Мой дом. Моя семья

— сценарий детского праздника

Реквизит
листы формата А4,
карандаши, ручки, ножницы и клей,
фломастеры или краски,
листы ватмана или склеенные альбомные листы,
журналы и газеты.

Цель проведения этого праздника - сформировать у детей чувство единства и сплоченности семьи. Кроме этого, анализируя полученные от детей ответы на вопросы: «Каким ты видишь свой мир?», «Что такое семья?», «Какой должен быть дом твоей мечты?», родители смогут сделать выводы о том, что бы ребенок хотел изменить во внутрисемейных отношениях, насколько значимым является для него тот или иной член семьи, что не устраивает ребенка в его настоящем положении, быте. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мама и папа в силах изменить ее по желанию детей. Папа:

Мой мир… А что это такое? Быть может, это что вокруг? Быть может, небо голубое Или со мной идущий друг? А может, мир - скамейка в парке Или с мороженым лоток? Или альбом, где клею марки? А может, во дворе каток? Мой мир… Пожалуй, это школа… Друзья, и мама, и сестра… Мой мир… я не хочу иного… С иным несчастлив буду я!

Мама: У каждого из нас есть собственные представления о мире. Кто-то представляет свой мир как целую планету, другие видят свой мир в семье. Сейчас все мы подумаем и нарисуем свой мир.

Рисунок «Мой мир»
Каждый член семьи получает лист формата А4 и рисует на нем свои представления о мире вокруг. После того, как рисунки готовы, каждый по очереди представляет свой рисунок, рассказывает остальным, что он изобразил.

Мама:
Рисунки готовы! Вы очень старались!
Но что-то мы с вами совсем заболтались…
Забыли, что есть у нас дело одно…
Какое, вы спросите? Вот же оно!
Миры высыхают. Готовы они.
Вот только без лозунгов скучны миры.
Сейчас предлагаю девиз сочинить.
И каждому миру его подарить.

Сочинение рассказа для своего мира
Каждый член семьи придумывает девиз, который бы отражал сущность нарисованного им мира. Например: «В моем мире все добры: от бабуль до детворы!» или такой вариант:
Мир красоты и волшебства,
Здесь все прекрасно, справедливо.
Здесь только добрые дела,
И люди в мире все счастливы!

Папа: Мир, конечно, у всех получился без зла и плохих людей. Это очень хорошо. Однако «мир» - слишком абстрактное, неопределенное понятие. Давайте теперь поговорим о доме. Ну, например, расскажите по очереди, каким вам видится наш дом. Дом, в котором мы живем.

Дети рассказывают.

Папа: А теперь мы напишем мини-сочинение на тему «Дом моей мечты», то есть дом, в котором я бы хотел жить. «Мини» означает, что в сочинении должно быть 6-7 предложений.

Написание мини-сочинения «Дом моей мечты»

Мама зачитывает получившееся у нее сочинение.

Мама:
Я мечтаю о доме возле реки,
По утрам ловят рыбу в реке рыбаки.
Я окошко открою, а за окном
Уж сирень расцвела. Тянет ветви к нам в дом.
Во дворе мои дети играют в траве.
И цветы собирают на нашем дворе.
В огороде растут апельсины и груши,
Если хочешь, сорви их и кушай их, кушай.
Дом большой, дом просторный, он желтого цвета.
Дом мечты… Он уютный и теплый, как лето!

Папа: А сейчас к дому, который вы описали в сочинениях, мы придумаем эмблему. Но не просто эмблему - ее не нужно будет рисовать, ее нужно соорудить из нас и рассказать, что она может означать.

Составление эмблемы дома мечты
Каждый придумывает эмблему собственного дома. Затем автор эмблемы составляет ее из членов семьи. И объясняет, что она означает.
Например, эмблема к описанному выше дому может быть такой: один человек встает на стул и показывает руками круг - это солнце. Второй ходит впереди взад-вперед, помахивая при этом руками - это волны реки. Третий встает перед стулом, сгибает руки в локтях, сдвигает их вместе перед грудью, затем снова разводит в разные стороны - это открывающиеся ставни окна.
Эмблемы каждого члена семьи по очереди составляются из остальных.

Папа: Эмблемы не получились бы, если бы каждому из нас не помогла наша семья. Между прочим, раньше долгое время понятие «семья» означало именно «дом». Поэтому семьей считалась группа родственников, которые вместе вели домашнее хозяйство. Жили они, кстати, в одном доме. Но постепенно семьи стали разделяться на малые, в них было уже не такое большое количество человек и они состояли в основном из родителей и детей. Постепенно менялись времена и нравы, семьи стали похожи на наши современные семьи. Ну вот, мы немного вспомнили историю семьи в нашей стране. Ответьте мне, что же такое «семья»?

Дети отвечают.

Папа: Молодцы! А теперь мы с вами будем изображать нашу семью.

Составление портретного фото
Каждый член семьи получает несколько журналов и старых газет. Задача - выбрать из журналов людей или предметы, которые бы напоминали каждого члена семьи или ассоциировались с ними. Затем найденные картинки вырезаются и наклеиваются в произвольном порядке на рисунок собственного мира. Кто именно нарисован, нужно подписать.
Мама: Ну вот, теперь у каждого в мире появилась своя семья. Только это еще не все. Сейчас мы будем все вместе рисовать всех нас.

Рисунок семьи
На листе бумаги рисуется семья. Но рисуется следующим образом: сначала участникам сообщается, кого они будут рисовать. Затем один из членов семьи рисует голову указанного человека. Когда голова готова, рисунок загибается и передается другому игроку. Тот рисует туловище, снова загибает рисунок. Следующий член семьи рисует ноги и т. д. Когда рисунок готов, его разворачивают. Порой получаются очень забавные «шедевры».

Мама: Да, все портреты готовы. Давайте мы и их приклеим на свои миры.
Посмотрите, вот семья.
Это вы, а это я.
Вот эмблема. Это дом.
В нем мы славно заживем.
А вокруг миры цветные.
Необычные какие!
В них нет подлости и злости,
Ходим мы друг к другу в гости.
Можно выбрать мир любой,
Ну, понравился какой?
Получилось все забавно:
И миры, и домик славный!
Получилась и семья!
Я люблю вас всех, друзья!!!

Ирина Чередова
Проект «Мой дом, моя семья и я»

Проект

«Мой дом, моя семья и я »

Пояснительная записка

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья .

Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Образовательная область : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта : формирование у детей понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье , воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей .

Задачи проекта :

Развивать у детей углубленные представления о семье , родственных отношениях;

Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях;

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, желанию помогать им;

Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.

Ожидаемые результаты по данному проекту :

Обогащение знаний детей о семье , о родственных отношениях, о профессии родителей;

Сохранение семейных традиций и обычаев;

Формирование активности и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей;

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Методы и средства реализации проекта :

- словесный : беседы, вопросы к детям, художественная литература;

- наглядный : рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, просмотр мультфильмов;

- практический : досуги, развлечения, экскурсии, театрализация, рисование, аппликация, сюжетно – ролевые игры, дидактические и словесные игры, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью ; творческая речевая деятельность; создание альбома «Семейные традиции» ;

Формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Информационно – аналитические

Анкетирование;

Наглядно – информационные

Сайт ДОУ;

День открытых дверей;

Фотовыставки;

Презентации;

Познавательные

Нетрадиционные родительские собрания;

Консультации;

Экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проекта ;

Досуговые

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Участие родителей в конкурсах и выставках.

Продукт проектной деятельности : выставка семейных гербов, презентация альбома «Семейные традиции» , обогащение книжного уголка по теме «Семья » .

Этапы реализации проекта

I этап – Подготовительный

Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье ;

Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» ;

Определение цели и задач проекта ;

Создание условий для реализации проекта .

II этап. Практический

Подбор и разработка методического материала для работы с детьми по теме проекта ;

Подбор художественной литературы;

Разработка консультаций для родителей воспитанников , «История моей семьи » , «Трудовое воспитание в семье » , , ;

Продуктивная деятельность, дидактические и ролевые игры, беседы на тему проекта ;

Создание фотоальбома «Семейные традиции» ;

Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями «Дары осени» , «Золотые руки наших мам» , «Поделки к Новому году» .

План мероприятий по реализации проекта «Мой дом, моя семья и я »

Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей

Сентябрь 1. Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье «Расскажи о своей семье » ;

2. Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» .

Октябрь Беседа «Моя семья » ;

«Расскажу вам о своей семье » (рассказ по схеме) ;

Решение проблемных ситуаций : «Один дома» Познавательный рассказ воспитателя «Семейные связи» ;

Рисование «Моя дружная семья » ;

Чтение художественной литературы : В. А. Сухомлинский «Мама пришла» , «Дедушкина ложка» , русская народная сказка «Три медведя» ;

Пальчиковая гимнастика : «Дружная семейка»

Сюжетно-ролевые игры : «Семья » , «Встречаем гостей» Просмотр семейных альбомов, составление рассказа о семье ;

День открытых дверей; Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей» ;

Памятка «Права ребенка и права родителей» ;

Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей» ;

Папка-передвижка «Возрождение семейных традиций» ,

Ноябрь Беседа «Семья и родной дом » ; «Что я знаю о себе» ;

Видео-интервью детей о своих мамах в рассказах «Мама- мое солнышко» ;

Ручной труд : Подарок маме ко Дню Матери;

Чтение художественной литературы : З. Воскресенская «Мама»

Н. Саксонская «Разговор о маме» ;

Словесная игра «Огорчится ли мама, если…» Помощь родителей в организации праздника «Осенняя ярмарка» . Выставка поделок из природного материала;

Сбор информации по теме «Путешествие в прошлое семьи »

«О создании благоприятной атмосферы в семье » ;

Консультация

«История моей семьи »

Декабрь Беседа

«Как зовут членов семьи » ;

«С кем я живу?» ;

Рисование «Бабушка любимая» Беседа на тему : «Самые дорогие люди» ;

Чтение произведений :

Я. Акима «Моя родня» ;

Игровая ситуация :

«Мои братья и сёстры» ;

Игра-драматизация :

«Три поросенка» ;

Дидактическая игра : «Моя семья . Составь цепочку» ;

Игровая ситуация : «Помоги бабушке перейти дорогу» Поделки к Новому году;

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды;

Привлечение родителей к созданию коллективного коллажа на тему «Нарядные куклы» Папка-передвижка : «Как создать семейный герб»

Январь Беседа «Мой дом, моя крепость» ;

«Мой день дома»

Рассказ – соревнование «Чья улица лучше?» ;

Обсуждение ситуаций : «Моя комната» ;

Дидактическая игра : «Как избежать неприятностей дома» ;

Просмотр мультипликационного фильма «Морозко» Мини - проект : «Герб нашей семьи » ;

«Дом нашей мечты» (труд с крупным строительным материалом) ;

Презентация «Наша семья за здоровый образ жизни» ;

Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» ;

«Азбука для родителей учим ребенка правилам безопасности»

Февраль Беседа «Мой папа – защитник Отечества» ;

«Мой папа самый…» ;

Аппликация : «Подарок папе. Кораблик» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой;

Дидактическая игра : «Если папу зовут, то мое отчество…» ;

Заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества;

Сюжетно-ролевая игра «Морской бой» Выставка поделок, выполненных совместно с папами «Наша армия родная» ;

Выставка семейных фотографий «Наши любимые папы и дедушки» ; Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»

Март Беседа : «Мама - слово дорогое!» ;

Рисование «Портрет мамы» ;

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.» ;

«Кем работают твои родители» Игра соревнование : «Мамины помощники» ;

Игровая беседа : «Маму с бабушкой я люблю их в обиду не дам не кому» ;

Чтение :

А. Костецкий «Бабушкин портрет» ,

Е. Трутнева «Наша бабушка» .

Прослушивание на диске сказки : «Гуси лебеди» ;

Сюжетно – ролевые игры : «Парикмахерская : Моя мама парикмахер» , «Больница : Мой папа врач» ;

Дидактические игры : «Кому, что нужно?» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта;

Акция «Подари книгу детям» ;

Фотовыставка «Вот какие наши мамы» ;

Выставка рисунков о профессиях, выполненных совместно с родителями. Папка – передвижка «В царстве вежливых наук» ;

Круглый стул «Роль семьи в воспитании детей »

Апрель Беседа «Как я помогаю по дому» Просмотр мультипликационного фильма : «Марья – искусница» ;

Игровая ситуация : «Маме дома помогаем, свои игрушки убираем» Акция «Письмо любви» (признание в любви детям) ;

Чаепитие с родителями «Мамины пироги» ;

День добрых дел (по благоустройству территории детского сада) ;

Фото – выставка «Достопримечательности нашего города» Консультация «Трудовое воспитание в семье » ;

Буклет : «Распределение обязанностей в семье »

Май Беседа «Семейные традиции» ;

Лепка «Символы семьи и семейного счастья » «Чем мы занимаемся в выходной день» ;

Заучивание пословиц о семье ;

Беседа «Традиции и праздники нашей семьи » ;

Ситуативный разговор : «Если хочешь быть здоров, закаляйся» ;

Составление рассказа «Семейные увлечения» ;

Выставка «Бабушкин сундучок» , игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце» ;

Изготовление табличек с фотографиями прадедушек-ветеранов для выступления на конкурсе патриотической песни;

Создание альбома «Семейные традиции» Памятка родителям «Волшебные слова» ;

Азбука для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности»

III этап. Заключительный

Подведение итогов реализации проекта ;

Презентация альбома «Семейные традиции» ;

Выставка семейных гербов.

Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье , ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье , гордость за свою семью .

Работа способствовала :

Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников , создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Развитию творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Оснащению предметно – развивающей среды в группе.

Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки.