Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Методики исследования психических состояний подростков работы. «Психические состояния подростков» материал по психологии на тему. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - это одна самых важных и основополагающих ступень развития ребенка. Именно в этот период, родителям нужно очень внимательно присмотреться к поведению ребенка. Не менее 20% подростков из года в год испытывают серьезные психологические проблемы, которые в последствии могут привести к тяжелым расстройствам и более плачевным обстоятельствам. Поэтому очень важно вовремя предпринять необходимые действия и при надобности отвести ребенка к психологу.

Подростковый возраст - это время, когда ребенок начинает становится самостоятельным, когда он пытается вести себя как взрослый человек, однако, при этом оставаясь еще ребенком. В одних моментах они могут поступать уже как зрелые люди, а в других ситуациях они еще не могут принять взрослое решение. Поэтому в этот период очень важно окружение, повсюду происходят различного рода пропаганды, детям навязываются ложные стереотипы и приоритеты. Будьте внимательны!

Но не смотря на такое положение дел, свободу ребенку все-таки давать нужно. Нельзя его все время контролировать и ставить кучу запретов, из-за этого может быть только хуже. Ребенку нужно доверять и говорить ему об этом, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки. Дайте возможность подростку поэкспериментировать со своей независимостью, пускай попробует поработать на летних каникулах, поедет в лагерь или в путешествие и т.д. Всегда будьте готовы прийти на помощь, дать нужный совет. Иногда дать ребенку некоторый опыт в стенах собственного дома, будет намного разумней, чем он получит его на улице, например, разрешить попробовать спиртное.

Памятка для родителей

Запомните, если у ребенка происходит подобное поведение, что приведено ниже, то поводов для беспокойства нет. Это нормально, что подросток себя так ведет, ему это необходимо:

  1. Бардак в комнате. Это наиболее частая жалоба родителей, но это не повод для беспокойства и подобное поведение не влечет за собой серьезной психологической проблемы.
  2. Мало общения. Подросток нуждается в уединении, иногда ему нужно побыть наедине с самим собой: послушать музыку, подумать, поговорить по телефону и т.д. Старайтесь не контролировать его жизнь, ограничьтесь вопросами про домашнее задание и как прошел день, не мучайте ребенка постоянными вопросами о его друзьях и проблемах.
  3. Появление идолов. Находя себе идал, ребенок пытается установить собственную идентичность.
  4. Странная одежда и прическа. Это форма протеста, которая проходит со временем. Старайтесь меньше ссорится на этой почве с ребенком и меньше заострять внимания.
  5. Изменчивость настроения. Такие колебания характерны для большинства подростков, это может быть связано с определенными событиями или отношениями со сверстниками. Если данная проблема не влияет на учебный процесс, то это не повод для беспокойства.

Если же у ребенка были замечены следующие нарушения, то вам необходимо уделить этому вопросу пристальное внимание и проконсультироваться с врачом:

  1. Потеря интереса к привычным занятиям.
  2. Отсутствие друзей и интереса к ним.
  3. Постоянная бессоница.
  4. Резкое снижение успеваемости в школе.
  5. Частые прогулы.
  6. Протест ребенка против привычных правил.
  7. Агрессивность и ненависть к людям.
  8. Курение и употребление алкоголя.
  9. Меланхолия, депрессия, мысли о суициде.
  10. Активный интерес к религии.

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам". Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность;

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, т отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги".

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то

В 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового Возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Еще по теме Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка:

  1. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
  3. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.Е.Артюхова

Студентка кафедры СПП, ВлГУ, Бобченко Т.Г.

К.пс.н., доцент СПП, ВлГУ г. Владимир, Российская Федерация

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается понятие эмоциональных состояний, их особенности в подростковом возрасте, преобладающие эмоциональные состояния у подростков и уровень их выраженности, уровень тревожности и фрустрации в подростковом возрасте, определяются группы проблемных подростков.

Ключевые слова

Эмоциональные состояния, подростковый возраст, тревожность, фрустрация, группа проблемных подростков.

Изучение механизмов возникновения эмоциональных состояний актуально для психологической науки нашего времени, так как психическое состояние человека влияет на различные виды его деятельности, на качество жизни в целом. Такие исследования в отечественной психологии были проведены Е.П. Ильиным, В. Вилюнасом, А.О. Прохоровым, Л.В. Куликовым, Н.Д. Левитовым. Так Е.П. Ильин определяет эмоциональные состояния как психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения человека .

Эмоциональные состояния подростков характеризуются рядом особенностей: легкость возникновения эмоциональной напряженности и психологического стресса, постоянная смена настроения, частое появление аффективного состояния, они сильнее поддаются воздействию страстей, подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в бесконечный круг переживаний (В.Г. Казанская), старшие школьники имеют самый высокий уровень тревожности по сравнению с другими возрастами (В.Р. Кисловская), они часто испытывают чувство вины, в связи с этим у них все чаще появляется такое эмоциональное состояние как фрустрация, но при этом они склонны к проявлению радости больше, чем к проявлению негативных эмоций (Е.П. Ильин).

Цель проведенного нами исследования: выявить преобладающие эмоциональные состояния подростков - учащихся общеобразовательной школы и уровень их выраженности. Для достижения поставленной цели был использован метод тестирования ("Самооценка психических состояний" Г.Ю. Айзенка, «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)» К. Изарда). База исследования: МАОУ СОШ № ХХ города Владимира. Исследуемую группу составили: ученики 8 класса (возраст - 14-15 лет). Количество исследуемых - 19 человек, 8 мальчиков, 11 девочек.Опишем полученные результаты.

1.Тест "Самооценка психических состояний " (Г. Ю. Айзенк).

У 41% подростков выявлен высокий уровень тревожности. Подростки с высоким уровнем тревожности испытывают неизвестную, неопределённую опасность, которая зачастую существует только в сознании этих подростков. Чаще всего ониотмечали у себя такие качества и состояния как неуверенность, беспокойный сон, уныние, наивность, боязнь трудностей.

Средний уровень тревожности имеют 38% испытуемых. Это более или менее спокойные подростки, достаточно активные и общительные, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

Низкий уровень тревожности имеет 21% учащихся. Подростки, имеющие низкий уровень тревожности, общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различные жизненных ситуациях, сдержанность чувств.

Результаты исследования показали, что высокий уровень фрустрации имеют 30% исследуемых.Подростки с высоким уровнем фрустрации часто испытывают разочарование, тревогу, раздражение и даже отчаяние. Чаще всего они указывали на то, что падают духом при неудачах, чувствуют себя беззащитными, иногда испытывают состояние отчаяния, в трудные минуты хотят, чтобы их пожалели, теряются перед трудностями, считают свои недостатки неисправимыми.

Средний уровень фрустрации имеют 37% исследуемых. Средний уровень фрустрации говорит о том, что фрустрация имеет место, но не очень часто. Таких подростков сильно расстраивают неудачи, они часто испытывают состояние отчаяния, чувствуют растерянность перед трудностями, иногда ведут себя по-детски, чтобы их пожалели.

Низкий уровень фрустрации имеют 33% подростков. Такие подростки имеют высокую самооценку, неудачи и трудности их не пугают.

2. «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ). К. Изарда.

Подростки отметили, что чаще всего испытывают следующие эмоциональные состояния уныние (13%), возбуждение (11%), внимание (10%), собранность (10%), наслаждение (15%), счастье (18%), радость (13%). Реже подростки наблюдали у себя наличие таких состояний как: удивленный (8%); изумленный (6%); пораженный (6%), гневный (8%), безумный (5%), чувствующий неприязнь (7%), чувствующий отвращение (8%), презрительный (6%), пренебрегающий (5%), пугающий (5%), страшный (7%), сеющий панику (7%), застенчивый (5%), робкий (9%), сожалеющий (8%), виноватый (6%), концентрированный (8%), печальный (9%).

По результатам исследования можно выделить три группы проблемных подростков. Первая группа -подростки с высоким уровнем тревожности, эти подростки часто испытывают такие эмоциональные состояния как уныние, робость, боязнь трудностей. Профилактическая работа с этой группой должна включать в себя повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации, снижение страхов. Вторая группа - подростки с высоким уровнем фрустрации, они отмечают у себя такие эмоциональные состояния как возбуждение, гнев, вина, страх, уныние, сломленность. Профилактическая работа с этой группой состоит из рассмотрения основных причин появления фрустрации и объяснения их подросткам, развития у детей правильного понимания трудностей, воспитания волевых черт характера, воспитание выносливости и самообладания, включения подростков в активную деятельность. Третья группа - подростки с высоким уровнем и тревожности, и фрустрации, они часто испытывают уныние, боязнь трудностей, неуверенность в себе, чувство беспомощности. Профилактическая работа в данной группе включает снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, снижение страхов, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие умения самоанализа, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации. Работа должна проводиться не только с самими подростками, но и с их родителями, коллективом учителей в школе, также важно создание соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у подростка чувства защищенности.

Список использованной литературы:

1. Вилюнас В. Психология эмоций: хрестоматия. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 496 с.: ил. -(Хрестоматия по психологии).

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

3.Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - 2-е издание, дополненное. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 283 с.

4.Психические состояния. Хрестоматия / сост. Куликов Л.В. - СПб.: Питер, 2010 г. - 512 с

© Артюхова А.Е., 2017

. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно связаны с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т. п.
Это - своеобразные эмоциональные показатели развития как самооценки, так и самосознания.

Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми , т. е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.
Для его разрешения у подростка есть два пу ти:
- либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками,
- либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе.
Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой , по сути, означающий страх изменения.
«Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть , что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространств а, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений , не отмечавшиеся в предыдущих возрастах.
Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними .
Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях.
Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я».
Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.

И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет у девушек этот уровень выше, чем у юношей.
Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства .
Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Коррекция поведения
1. Аффективно-неустойчивый тип.
Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.

Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства; - силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.

2. Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный.
Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт). На него трудно влиять, т. к. он относится с недоверием, негативизмом.

Внушение не поможет, т. к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.

3. Слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом .
" Бездельники", "ветреные головы" – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы

Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.
4 Слабый, неуверенный, робкий, зависимый. Успокоение и подбадривание.

Характеристику подросткового возраста мы начали с описания его мифов, распространенных среди взрослых.

Моей целью было развенчание этих мифов с помощью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажется, способствуют развенчанию мифологических взглядов на подростка
Подростковый возраст не является временем патологии.
Это нормальный и совершенно необходимый перио д развития человека.

Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.

1. Ни один период в жизни человека (разве что только внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый.
Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет.
Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков.

2. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (особенно в половом отношении) уже взрослые.

3. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно.
Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально.
Дети же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

4. Подростковый возраст - это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями.
Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их.

Задача взрослых, зная особенности подростка, помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.

Введение

1. Теоретические аспекты влияния телепередач на психическое состояние подростков

1.1. Психологическое состояние личности подростка

1.2. Природа и структура агрессии

1.2.1. Теория влечения (психоаналитический подход)

1.2.2. Экологический подход

1.2.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)

1.2.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель)

1.3. Культ скандалов в средствах массовой информации

2. Практическая часть анализа влияния телепередач на психологическое состояние подростков

2.1. Методика проведения опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список литературы:

Введение

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:

а) Цифровое телевидение

б) Телетекст

в) Компьютерные технологии

г) Спутниковое телевидение

В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации и как следствие затруднена возможность контроля за чистотой эфира. Получить информацию посредством телевидения оказалось значительно легче, чем каким-либо иным способом. Например, для того, что бы прочесть газету, необходимо пойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее, чем выбрать его для просмотра из 5-12 программ телевидения, а во многих европейских регионах количество программ уже превышает 20.

Вышесказанное доказывает, что телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.

Рассмотрим влияние телевидения на психическое состояние у подростков. Для этого сначала разберёмся в психологическом состоянии подростка, уточним какую категорию людей мы будем считать подростками.

1. Теоретические аспекты влияния телепередач на психическое состояние подростков

1.1. Психологическое состояние личности подростка

Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте.

Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли».

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.