Праздничный портал - Holidaylink
Поиск по сайту

Конспект триз игр в ср гр. Конспект (нод) по развитию речи с использованием элементов триз - технологии. старшая группа. Как освоить системный анализ: кольца Луллия

НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной непосредственной образовательной деятельностью является развитие умения старших дошкольников составлять фантазийные рассказы по сюжетной картине. При проведении НОД используются технологии ТРИЗ и ИКТ.

Задачи:
Обучающие

  • Упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.

Развивающие

  • Способствовать активизации словаря детей на тему «Весна».
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Развивать эстетические чувства, способность анализировать, устанавливать связи между предметами.
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитывающие

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  • Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, динамической паузы, загадок о весенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы о весне; знакомство с технологией ТРИЗ.

Методы и приемы:
Словесный (загадки, беседа, составление рассказа детьми от первого лица);
Наглядный (презентация, демонстрация картины, иллюстраций);
Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение настроения);
Игровой (игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Объедини-ка», «Слушай-ка - Чувствуй-ка», «Верные помощники - органы чувств»).

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, экран, презентация, видеоклип, фланелеграф, сюжетная картина, костюм скворца, костюм волшебника, волшебная палочка, бумажные круги, фломастеры, столы, атрибуты к игре «Верные помощники - органы чувств», «весенняя музыка».

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:
познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная.

ХОД НОД
Организационный момент
(Звучит «весенняя мелодия», дети проговаривают слова, выполняя движения)
В круг скорее соберемся,
А потом все разойдемся,
Снова быстро соберемся -
Крепко за руки возьмемся,
Вместе мы и ты, и я,
Распрекрасные друзья!
Улыбнусь тебе в ответ,
Шлю горячий свой привет!
Воспитатель: Угадайте загадку, и вы узнаете какое сейчас время года:
Это чудо - время года,
Когда просыпается наша природа,
Даже дедушка медведь,
Начинает громко петь,
В небе птичья трель звучит,
И ручей в лесу журчит.
Дети: Весна.

Воспитатель: Верно. Присаживайтесь на стульчики. Давайте вспомним весенние признаки (Ответы детей).
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, сколько месяцев у весны?
Дети: Три.

Воспитатель: Назовите их.
(Дети называют весенние месяцы. На экране появляется весенняя картина)

Слайд 2
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину. Как вы думаете, какое время года на ней изображено? А какой месяц? Почему?
(Ответы и объяснения детей)
Слышится громкий плачь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет...
(Слышится громкий плач, выходит скворец).
Воспитатель: Здравствуй скворушка, что с тобой случилось, может быть, мы с ребятами сможем тебе помочь?
Скворец: Я потерялся и не знаю, как мне попасть домой. (Замечает картину на экране) Ой, а вот и мой дом - скворечник. На веточках дерева сидят мои друзья. Как я по ним соскучился (плачет).

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь скворцу?
(Предположения детей. Решают обратиться за помощью к волшебнику.)
Воспитатель: Давайте его позовем. Для этого нужно произнести заклинание:Крибле, крабле, бумс!- 3 раза (сначала тихо, а потом все громче).
Волшебник: Кто меня побеспокоил? Что за переполох?
Воспитатель: Беда случилась, нам очень нужна твоя помощь?
Волшебник: Что за беда - то такая?
Скворец: Я потерялся. Мой дом нарисован на картине. Сможешь ли ты помочь мне вернуться к моим друзьям?
Волшебник: Задача, конечно трудная, одному мне не справиться...как же быть? Где помощников искать?
Воспитатель: А какие помощники тебе нужны?
Волшебник: Умные, смелые, ловкие, умелые. Есть среди вас такие?
Дети: Да
Воспитатель: А что же нужно делать?
Волшебник: Нужно оживить картину, тогда скворец сможет вернуться домой. Готовы?
Дети: Да.
Волшебник: Сейчас проверим. Я буду показывать движения, которые вы должны будите повторять, при этом буду вас путать, называя другие действия, будьте внимательны! Кто не ошибется, тот и будет моим помощником!

Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Волшебник: Ребята, какие же вы молодцы, справились с этим трудным заданием! Беру вас себе в помощники!
А вот и первое задание.

Игра «Подзорная труба»
Волшебник: Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одному объекту,
находящемуся на ней. Предмет можно назвать только один раз.
Дети: Мальчик, дом, труба, молоток, гвоздь, скворец, скворечник, кот, береза и др.
(Иллюстрации, с названными ребятами предметами, воспитатель выставляет на фланелеграф)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам описать каждый предмет, ответив на вопрос: «Какой? (какая?, какое?)»

Игра «Скажи, какой?»
(Дети по очереди описывают один из объектов).
Волшебник: Ребята, какие вы молодцы! Без вашей помощи я бы не справился! Вы разобрали нашу весеннюю картину на отдельные объекты,
рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их.

Игра «Объедини-ка»
Воспитатель: Посмотрите еще раз на картину и проверьте, все ли объекты мы соединили.
Скворец: Ребята, вы хорошо потрудились, смогли объединить все элементы картины друг с другом, составили замечательные предложения, значит, скороя смогу вернуться домой и встретиться со своими друзьями.
Игра «Слушай-ка - Чувствуй-ка»
Волшебник: Не торопись, скворушка, сначала я помогу детям попасть в картину, и мы оживим ее, а для этого поиграем в игру «Слушай-ка -Чувствуй-ка».
Скажите, пожалуйста, какие органы чувств помогают нам познавать мир?

Слайд 3
Дети:
- Орган зрения - глаза (помогают увидеть предметы);
- Орган обоняния - нос, (узнает запахи);
- Орган вкуса - язык (узнает вкус),
- Орган осязания - кожа (помогает узнавать предметы на ощупь);
- Орган слуха - уши, (помогают слышать звуки).
Волшебник: Правильно. Вы готовы оказаться в картине?
Дети: Да.
Волшебник: Закройте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание.)
Воспитатель: Вот мы и в картине! (Дети открывают глаза)Какое яркое, весеннее солнышко нас здесь встречает. Давайте поиграем с ним.

Физкультминутка(под музыкальное сопровождение)
Солнышко, солнышко,
Выйди на лужок,
Солнышко, солнышко,
Встанем мы в кружок.
Солнышко, солнышко,
Лучик протяни
Солнышко, солнышко,
Деток обними.
Прыгни лучик на ладошку,
Поиграй со мной немножко,
Лучик бегал и скакал
С нами весело играл
Скажем солнышку «Спасибо!» -за его тепло
И пойдем по свету прославлять его!

Волшебник: Как весело играть с солнышком, но мы попали в картину для того, чтобы помочь скворцу.
Воспитатель: Верно. Ребята, закройте глаза. Вдохните запах, прислушайтесь к звукам, походите по картине и притроньтесь к тому, что встретиться на вашем пути.

Игра «Верные помощники - органы чувств»
Волшебник: Открывайте глаза. Органы чувств - наши верные помощники. У меня в руках картинки с изображением уха, рук, носа. Сейчас тот на кого укажет моя волшебная палочка подойдет ко мне и выберет одну из картинок. А затем расскажет, что он слышит или чувствует.
Воспитатель: Начинать предложения нужно со слов:
Я слышу...(ухо).
Когда я трогаю руками...(рука).
Я чувствую запах...(нос).
(Ответы детей)
Волшебник: Картину мы оживили, пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание)
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и в группе. Волшебник, нам так и не удалось помочь скворцу...
Волшебник: Наберитесь терпения, друзья мои. Нам предстоит очень ответственное задание! Нужно составить рассказы от лица объектов находящихся на картине. На экране появляются объекты картины (береза, кот, скворечник, скворец).

(Дети составляют рассказы 4-5 чел.) Слайды 4-8
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все постарались и у вас получились интересные, не похожие друг на друга рассказы.
Волшебник: Дети,посмотрите, а скворушка - то вернулся в картину и машет нам оттуда своим крылом.

Слайды 9-11
Спасибо вам за то, что не оставили скворца в беде.
Воспитатель: Спасибо и тебе добрый волшебник, за то, что помог нам.
Ребята я приготовила для вас бумажные круги и фломастеры, изобразите, пожалуйста, с их помощью свое настроение.
(Работа детей под музыку)
Волшебник: Вижу, что настроение у вас у всех отличное. А почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте подарим свое хорошее настроение доброму
Волшебнику и попрощаемся с ним.
Дети: До свидания.


Полный текст материала НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА.
Формирование у детей творческого мышления, т.е.воспитание творческой личности, умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности и в жизненных ситуациях- вот приоритетная цель применения ТРИЗ в работе с детьми. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Поэтому занятия в детском саду с применением технологии ТРИЗ, я считаю, обязательно должны быть. Да мы и используем их порой сами того не подозревая. Но если попытаться вникнуть в технологию, погрузиться в её мир творчества и фантазии, то станет понятным её великая сила преобразования ребёнка в личность.
Применение ТРИЗ в различных видах детской деятельности: игровой, речевой, художественном творчестве и т.д. позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. А так же, что не мало важно, развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В своей работе я каждый день стараюсь использовать те или иные элементы ТРИЗ в различных видах детской деятельности. В непосредственной образовательной деятельности я часто беру сразу несколько методов технологии, это интересно и мне и, как показал опыт, моим детям. Мне нравится слушать детей, следить за их развитием, удивляться их смелым фантазиям. Попробовав применить в работе с детьми чисто тризовские занятия, увидела хороший результат: детям было интересно, познавательно, не уставая они проходили задания, решая их с лёгкостью.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ» (старшая группа)
ЦЕЛЬ: активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о кукле; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения. Воспитывать качества толерантности: принятие человека таким, какой он есть, сопереживание, желание помочь.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель предлагает рассказать о своей любимой игрушке. Затем рассказывает о своей игрушке из детства, показывает старую потрёпанную куклу. Продолжая рассказ о куклах показывает презентацию «Такие разные куклы».
- Сегодня моя кукла Катя хочет с вами поиграть, вы ей очень понравились, и она приготовила для вас интересные задания, но, чтобы их выполнить, нужно прочитать необычное письмо (план с геометрическими фигурами).
Дети подходят к столу где лежит план группы и блоки Дьенеша. Нужно найти с их помощью геометрическую фигуру с обозначением номера задания. На плане отмечены точками секретные места, где в группе спрятаны задания. (следующие задания находят так же с помощью блоков Дьенеша).
Первое задание: рассказать в чём сходства и различия куклы и ребёнка, а затем сочините загадку о кукле с помощью противоречий: есть…, но….
Второе задание: с помощью системного оператора « Волшебные окошки» нужно рассказать о кукле прошлого, настоящего и будущего.
Третье задание: нужно сравнить традиционную куклу и куклу Барби с помощью игры «Хорошо- плохо» .
Психогимнастика « Я- кукла». С помощью метода эмпатии.
Четвёртое задание: дети находят сундучок с разными предметами, рассмотрев их нужно придумать историю, которая случилась с куклой Катей. Мотивация: кукла попала в беду и ей нужна помощь. Используя метод «мозгового штурма» нужно спасти куклу.
Пятое задание: дети находят эликсир колдовства, выпив который, они превращаются в волшебников и рисуют куклу Катю обновлённой, красивой, непотрёпанной и совсем в необычном наряде, используя метод нетрадиционного рисования (по выбору педагога).


Приложенные файлы

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Автор; заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников.
Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей.

Задачи.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Оборудование.
Игрушка кот Баюн;
схемы для придумывания загадок;
картинки: подсолнух, стиральная машинка, помидор;
фигуры разного цвета и формы;
листья клена разного цвета;
фотографии детей и фото кота;
коробочка;
листы для индивидуальной деятельности, карандаши.

Ход НОД.
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.

Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какой-то зверек?
Воспитатель. Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про кота Баюна)
Персидский Князь
Не любит грязь.
С ног до головы оближется
И уткнётся в книжицу.
В полосатой пижаме
Лежит он на диване.
(Котик)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это кот Баюн. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?
Дети. Пришел.
Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?
Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если кот Баюн прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Кот Баюн говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве король организовывает конкурс загадок. Условия конкурса очень сложные: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Кот Баюн слышал, что вы умеете придумывать загадки. Ребята, вы готовы помочь ему?
Дети. Да!
Составить загадки помогут вам картинки с изображениями предметов, о которых нужно придумать загадку (стиральная машина, подсолнух, помидор) и схемы.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подсолнухе.
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Что это? Подсолнух

Подсолнух

Желтый

Большой

Сладкий

Летний

Корень
Стебель
Листья
Цветок

Полевой
Модель
Что это?
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какой он по размеру?
Что бывает таким же?
Какой у него вкус?
Что бывает таким же?
Какой он, если цветет летом?
Что бывает таким же?
Назовите части подсолнуха.
Что имеет такие же части?
Какой он, если растет на поле?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите коту Баюну запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как».

Пример рассказа.
Это цветок. Он желтый как яркое солнышко. Он большой и высокий, но не как гора. У него сладкий запах, как у духов. Он летний, но не как легкий сарафан для девочек и шорты для мальчиков. У него есть корень, стебель, листья и цветок, как и у дерева. Он полевой как пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель. Кот Баюн очень доволен. Послушайте, как он мурлычет (Включает запись с мурлыканием кошки). Теперь, нужно помочь коту Баюну составить загадку про одну из чудо-вещей, стиральную машинку. (Воспитатель выставляет схему для составления рассказа о предметах быта). Поможет вам в этом это схема. (Разъяснение схемы)
Перед вами листы, разделенные пополам. Слева на листе схема, справа пока ничего нет. Сейчас каждый из вас будет рисовать загадку про стиральную машинку. Подобно тому, как мы это делали при составлении загадки о подсолнухе. Помните, вы рисуете справа перед каждой картинкой схемы.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Воспитатель. Ребята, кот Баюн наблюдал за вами и шепчет мне, что ваши пальчики немного устали. Давайте их разомнем.
Воспитатель читает стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия, перебирая и поглаживая их по содержанию стишка.

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Воспитатель. Ребята, кто расскажет по рисунку свою загадку коту Баюну? (2-3 рассказа)
Воспитатель. Баюну очень понравились ваши загадки. Но у него к вам есть еще одна просьба. Он принес множество предметов, а должен забрать с собой только три предмета. Чтобы помочь ему, нужно среди предметов, найти лишний и оставить его для Кота. Как вы относитесь к просьбе? Только, чтобы выполнить его, нужно разделиться на две команды. В первой команде будут все, у кого в одежде есть синий цвет; во второй – все остальные.
Первая команда подходит к синему обручу (внутри обруча задание №1), вторая - к красному (внутри обруча задание №2). Третье задание находится внутри желтого обруча.
1 задание для детей, в чьей одежде есть синий цвет. Возьми лист, который похож на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - кленовые листья желтого, красного, зеленого цвета и разного размера и один березовый лист). Березовый лист должен остаться.
2 задание для детей, в чьей одежде нет синего цвета. Возьми фигуру похожую на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера, но одинакового красного цвета и один синий квадрат). Синий квадрат должен остаться.
Воспитатель. Ребята, у нас еще одно задание. Какая команда будет его выполнять? Кот Баюн ничего об этом не говорит. Что будем делать? Воспитатель подводит детей к совместному выполнению 3-его задания.
3 задание. Найди лишнее изображение (Фото всех детей и одно фото КОТА)
Воспитатель. Ребята, что Кот Баюн унесет с собой? (березовый лист, синий квадрат, фото КОТА). Я положу их ему в коробочку.

Рефлексия. Баюн благодарит вас за помощь и в знак благодарности, хочет рассказать вам сказку. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь удобнее.
Просмотр видеозаписи мультфильма-сказки «Три котенка».
Во время просмотра мультфильма, воспитатель незаметно прячет гостя.
Воспитатель. Ребята, Баюн исчез, так же незаметно, как и появился, но в подарок он оставил свои сказки. Интересно, что он хотел сказать нам этой сказкой? Только это уже другая история и о ней мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель заканчивает занятие открытым итогом, который мотивирует детей к познавательному интересу, формирует воображение, стимулирует исследовательские качества детей, такие как пытливость ума, любознательность.

Литература:
1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Анна Валерьевна Корзун, «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. 2000 2.

4. Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста./ В сб. «Дошкольник. Образование. Инновации» – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008

5. Сидорчук Т., Хоменко Н., Лелюх С. Развитие творческого воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж. «Ребенок в детском саду» № 2 (стр. 2 – 8), № 3 (стр. 8 – 13), № 4 (стр.22 – 27), № 5 (стр. 10 – 15), № 6 (стр. 6-12) 2006



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Загадочный гость» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Разработала:Батршина В.Р. Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного-эвристического мышления; памяти, воображения детей.Задачи.Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать творческое мышление, память, внимание.Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками. Загадка Персидский КнязьНе любит грязь.С ног до головы оближетсяИ уткнётся в книжицу.В полосатой пижамеЛежит он на диване. Предметы Схемы Подсолнух Желтый Большой Сладкий Летний КореньСтебель Листья Цветок Полевой Что это? Какой он по размеру?Что бывает таким же? Какой у него запах?Что бывает таким же? Какой он, если цветет летом?Что бывает таким же? Назовите части подсолнуха.Что имеет такие же части? Какой он, если растет на поле?Что бывает таким же? Какой он по цвету?Что бывает таким же? Расскажите загадку, опираясь на зарисовки, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как…». Зарисуй и расскажи Зарисуй и расскажи Пальчиковая гимнастика

Муслимова Айна Хабибулаевна ,

воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад "Танюша

Сургутский район п.Фёдоровский

Программное содержание:

Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других, уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.

Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы :

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Работа с родителями :

Консультация: «Игра и речь».

Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,

Использование картотек: пальчиковые игры.

Решение проблемных ситуаций.

1.Организационный момент.

Игра психологической направленности «Приветствие»(1 минута)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Сюрпризный момент . К детям приходит Знай-ка.

Противоречия в зиме.(3 минуты)

Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка.

Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.

Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.

В : Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.

Ребята за что вы любите зиму?

Д: Можно на санках и на лыжах кататься.

И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.

Наблюдать за снегопадом.

Можно проводить опыты.

Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.

В: Неужели все хорошо зимой? .А, что плохо зимой

Д: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

В: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.

3.Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».(2 минуты)

В: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с вами.

Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой

В: А еще есть замечательная игра в которой вы поймете правильно вы ответили или нет.

Летом - жарко, а зимой

Д: - холодно.

В: Летом на деревьях листья, а зимой –

Д: листьев нет (или лежит снег)

В: Летом день длинный, а зимой –

Д: короткий.

В: Зимой солнце низко, а летом - Д: высоко.

В: Летом гуляют на улице много, а зимой - Д: мало.

В: Зимой рябина сладкая, а летом –

Д: кислая.

В: Зимой птицам голодно, а летом –

Д: сытно.

В: Зимой земля покрыта снегом, а летом - Д: песком, травой.

4. Физминутка «Морозная зима».(1 минута)

Солнце землю греет слабо.

по ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда.

Вьюга, злится, снег кружится

заметает все вокруг белоснежным серебром.

5. Пальчиковая гимнастика «Лето». (1 минута)

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает.

Будем плавать, загорать,

И на даче отдыхать.

6. Дидактическая игра с мячом . (3 минуты)

В: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава солнце.

Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.

7. Игра «Подбери признаки». (2 минуты)

Мяч передавай – слова, признаки называй.

В: Зима, какая?

Д: холодная, морозная, снежная, веселая.

В: Лето, какое?

Д: жаркое солнечное,

веселое, красочное.

В: Снежинка, какая?

Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

8. Артикуляционная гимнастика. (1 минута)

В: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

В: Как завывает вьюга

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Д: ХР-ХР-ХРХР!

В: Как дворник сметает с порога снег?

Д: Ш-Ш-Ш-Ш!

В: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Д: С – С - С - С!

9.Дыхательное упражнение «Снежинка»(1 минута)

В: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть

(вдох носом и короткий сильный выдох),

(вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

10. Проблемная ситуация (4 минуты)

Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке.

Вы ребята, поможете мне?

Д: Да, поможем!

Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка - траву и деревья.

(Только переезжать никуда они не хотят).

Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.

11. Итог. Рефлексия«Цветочная поляна»(1 минута)

В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.

Было неинтересно, скучно - посадите синие цветочки.

Ребята, я вижу, что вам понравилось.

Литература:

М.Чёрный «Весёлое путешествие в Игранезию, Вопросилию, Загадандию» ;

О.А.Белобрыкина « Маленькие волшебники или на пути к творчеству»:

О.А.Белобрыкина « Речь и общение».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002168 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120205

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"(старший дошкольный возраст)

Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)
Тихоненко Наталья Александровна. воспитатель МАДОУ "Катюша" ЯНАО, г. Лабытнанги
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Задачи:
1.Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2.Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Словарная работа: работать над словами «трудиться», «трудолюбивые»,
«нужные», «полезные».
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Оборудование: Фотографии дедушки и бабушки; иллюстрация «Деревня»; картинки с изображением домашних животных и их детенышей: иллюстрация «Ферма»; игры; «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чем животные помогают людям», «Чудесные вещи»; схема для обучения рассказывания о животных; загадка; лист; фломастер.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Деревня»; составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
Последующая работа: Придумывание рассказов с использованием схемы о других домашних животных, зарисовывание детьми чудесного домашнего животного, придумывание других чудесных вещей, используя игру «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «В гостях у бабушки и дедушки»
(проговаривание гласных звуков).
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)
Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
II. Новая тема.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались.(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня».
Воспитатель: Куда же мы с вами попали?
Дети: в деревню (село…)

Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Физминутка «Кузнечики»
Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
(прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных )
Воспитатель: Что вы сейчас слушали?
Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: кошки, собаки…
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»
Игра «Польза»
(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)
Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?
Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?
Дети: Так говорят про корову.
Воспитатель: Почему так называют корову?
Дети: Потому что она дает молоко, а из молока делают творог, сметану, кефир, мороженое, сыр …
Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимую корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного


Дети: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ)
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Дети: (Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).