Концепция системного построения воспитательного процесса. Доклад "системное построение процесса воспитания" в) средовой подход в воспитательной деятельности
Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.
Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.
Принципы воспитания
1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
Средовой подход в воспитательной деятельности,
т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся.
6) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.
Имплицитная концепция воспитания (
Понятие - Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.
Цель - Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).
Принципы - Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.
В концепции воспитания - целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем -- это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А.Караковский, Л.И.Новикова и Н.Л.Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Разработчики концепции полагают, что и в современном poссийском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков,- пишет В.А.Караковский, -- дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
- 1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов -- дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
- 2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
- 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
- 4. Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
- 5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Принципы воспитательного процесса:
- а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отношения между педагогами и детьми,
- в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
- г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;
д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся
- е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
- ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, иI показывает их значение для содержания и организации воспитательного.
Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
- - первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;
- - второй путь - формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;
- - третий путь - разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.
Технологический аспект формирования общечеловеческих ценностей ставит нас перед необходимостью рассмотреть выделенные автором ценности.
Формирование ценности Земля как общего дома человечества направлено на осознание глобальных проблем планеты, необходимости экологизации себя и окружающего мира. Технология формирования данной ценности включает в себя интегрированные уроки, внеклассную работу по предметам, уроки-экскурсии, походы, творческие задания по прогнозу человеческих и природных ресурсов, экологический прогноз Земли, исследовательские кружки по географии, биологии, природоведению, экологии, ежегодное обращение школьников к людям Земли и т.д.
Культ ценности Отечества , единственной ценности, завещанной предками, способствует воспитанию гражданского самосознания и чувства патриотизма. Воспитательная работа включает в себя такие направления, как патриотическое движение, клубные и кружковые объединения по возрождению родного языка, народных обычаев, фольклора, восстановление народных ремесел и промыслов, изучение исторического прошлого городов, сел, улиц и т.д. Одной из эффективных форм организации воспитательной работы в этом направлении также считаются воскресные школы.
Своевременное формирование ценности Семья позволяет в дальнейшем успешнее решать экономические и социальные проблемы семьи. Семейное воспитание в данной школе начинается с возрождения семейных устоев и традиций, формирования чувства принадлежности к роду, гордости за историю предков, сохранения и преумножения традиций семьи, заботы о достойном продолжении рода. Воспитательная работа в этом направлении изобилует такими формами, как создание генеалогического древа семьи; конкурсы на лучшие сочинения, стихи, рисунки о семье; спортивные состязания семейных команд; новогодние семейные балы в школе; постановка школьных спектаклей с участием членов семьи; семейные клубы; участие родителей в организации клубной и кружковой работы с детьми.
Принятие и присвоение ценности Труда способствует формированию авторитета честного труда, уважению людей труда и бережливого отношения к продуктам трудовой деятельности. С этой целью в школе создаются игровые модели производственных подразделений, финансово-экономических подструктур, рынков сбыта, бирж труда, центров торговли и сфер услуг, где школьникам предоставляется возможность проиграть разнообразные социально-трудовые роли, конструировать и апробировать некоторые производственные отношения.
Формирование ценности Знание тесно связано с усилением интеграции, информатизации, дифференциации, креативности, индивидуализации школы. В образовательном процессе школы наблюдается приоритет творческих заданий, научно-познавательной деятельности, эвристических и поисковых методов обучения и воспитания.
Формированию ценности Культура способствует реализация таких принципов, как гуманизация, гуманитаризация, эстетизация воспитания и обучения. Формирование человека высокой культуры происходит в определенной логике. Ребенок, в первую очередь, должен усвоить культуру своего рода (семьи), затем вобрать в себя культуру своего этноса (нации), и, наконец, возвысится до ценностей общечеловеческой культуры. С точки зрения автора, человек потерявший культуру рода и нации, не способен усвоить всю палитру ценностей культуры Человечества. Драматизация, театрализация, месячники Театра, Культуры, Литературы, Родного языка и т.д. представляют далеко не полный перечень методов и средств воспитания интеллигентности и духовности воспитанников российской школы.
Формирование ценности Мир и толерантного отношения к различным этносам достигается созданием воспитывающих ситуаций, использованием игровых методов, участием школы в программе «Во что играют дети мира», изучением легенд, мифов, фольклора, участием в международных акциях, операциях и манифестациях в поддержку Мира и Солидарности народов.
Формирование Человека как абсолютной ценности, как «меры всех вещей» является целью, средством, и результатом воспитания в концепции В.А. Караковского.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:
Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.
I группа -- критерии факта.
- 1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
- 2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.
- 3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.
II группа -- критерии качества.
- 1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.
- 2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.
- 3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии
с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.
Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.
Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.
Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.
Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.
Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.
Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).
Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:
· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);
· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;
· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;
· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
б) создание серии специфических предпосылок для организации жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной основе и формирование у них на разных этапах онтологического развития позиции ненасилия.
Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставляется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасильственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильственному взаимодействию.
Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности.
Цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. Цель осуществляется путем решения следующих задач воспитания:
1) формирование у воспитанников целостной и научно обоснованной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания личности;
3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;
4) развитие у воспитанника креативности;
5) формирование самосознания и осознание личностью собственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации.
Реализация обозначенных целей и задач требует создания гуманистической системы воспитания, содержанием которой становятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук ). Воспитание - это процесс человековедения, протекающий как регулирование освоения личностью системы социальных Ролей.
Человековедение - это ведение к человеческому идеалу.
Цель воспитания - формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно осваивать систему соци-эльных ролей.
Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится проявлять активность при наследовании и приумножении социальных Ценностей.
Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравственной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д.
Для процесса воспитания главным является создание педагогически целесообразных условий для усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреждения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных социальных ролей.
Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.
Цели воспитания разделены на две группы: идеальная - идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.
Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции.
Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Цель воспитания - это целостный человек культуры.
Человек культуры - это:
а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; б) гражданин;
в) нравственный человек;
г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность.
Исходное положение этой концепции - воспитание выполняет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:
Сохранения, воспроизводства и развития культуры;
Обслуживания исторического процесса смены поколений;
Свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.
Идеология воспитания представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на бразование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.
Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентированного образования, представляющего собой часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.
Важнейшая из них - гуманитарная. Ее суть - сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности.
Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуальности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех воспитанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каждого из них.
Кулыпуросозидателъная, или культурообразующая, функция способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры средствами образования.
Для реализации данной функции необходимо осуществить отбор культуросообразного содержания и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование.
Функция социализации проявляет себя в процессе совместной Деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, Ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, Какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи- в ания, сохранения своей индивидуальности.
Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, °Рганизованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:
Воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;
Слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры;
Поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника;
Представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.
Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внутренний мир человека.
Воспитание в контексте культуры - это апелляция к аккумуляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, - выбор которых определяется трехсторонним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».
Воспитательный процесс - это целенаправленный, двусторонний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духовному миру личности.
Основу концепции составляет личностно ориентированный подход.
Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для проектирования воспитательной системы колледжа или вуза.
Воспитание понимается как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенной внешней инициации.
Ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания студентов и преподавателей как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритетов роли личностных структур сознания и формировании опыта амоорганизации базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и образование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается переживаниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации.
Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, характеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и случайностей должна самостоятельно «выжить».
Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения:
Система личности или система образования сама формирует свою границу;
Развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;
Концепции самоорганизации - это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании;
Концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога;
Управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида;
Регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.
Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более Жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация - способность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах оси новной фактор развития - внутренний. Внутренние ресурсы -* это личностные структуры сознания: критичность, мотивирсм вание, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономности и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации как традиционного содержания педагогической деятельности, так и осмысления ее новых ориентиров.
Воспитательная деятельность современного педагога характеризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказанием педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореализации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменологической деятельности.
Феноменология представляет собой:
1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности;
2) учение о феноменах, т. е. необычных, парадоксальных явлениях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении;
3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений;
4) путь гуманной организации познающего сознания. Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации -
это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь - сознания и его внутреннего содержания - личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности. С феноменологической точки зрения механизм познания ценностей «запускается» при использовании следующих принципов:
1) принципа самоформирования проблемного мышления, позволяющего человеку осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помогает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием;
2) принципа очеловечивания ценностей - только через человека ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уровне личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности;
3) принципа переживания содержания ценностей. Феноменология предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что переживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание;
4) принципа феноменологической редукции. Редукция как возвращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей.
Из феноменологических смыслопорождающих факторов, которые сознание вводит в схему жизни через человека, наибольший интерес с позиций феноменологии воспитания представляют факторы интеллигибельного и морального чувства.
Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным править этим миром.
Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизующееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения.
Моральные чувства - забота о наших личных и общественных интересах - позволяют человеку оценить его положение в единстве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу) в которой участники считаются с интересами, склонностями и чувствами других.
Личность может найти опору для построения себя в нравственных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нравственности. Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки:
Отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессиональной школы;
Многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;
Разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направленность на успех;
Отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех основных осей: индивидуализм - коллективизм; прагматизм - духовность; атеизм - вера;
Налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созданию единой стратегии воспитания;
Иерархизация ценностей общественного сознания. Существуют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность).
При разработке стратегии воспитания в образовательной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:
1) стратегии сохранения (того, что актуально существует);
2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);
3) стратегии развития (того, что развивается); . 4) стратегии предотвращения.
■* При разработке конкретной концепции нужно определить доминанту одной из них.
Таким образом, все существующие на сегодняшний день подходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:
В воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;
Воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников; i
Системе индивидуального развития и поддержки каждого) воспитанника.
Все они ориентируют воспитание на формирование целостной: личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, Природа, Отечество, - личности профессионала, транслирующей культурные ценности. 13.3. Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала
Вопросы формирования личности будущего профессионала играют существенную роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Ведь именно ценностные ориентации, отношения, убеждения, социально и профессионально значимые качества личности оказывают влияние на модель профессиональной деятельности и те способы, с помощью которых молодой специалист должен транслировать социокультурные нормы своим воспитанникам.
Основной ориентир профессионального воспитания - профессиональное становление специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Выпускник колледжа должен осознавать общественный смысл выбранной профессии, определять личностную значимость профессионального труда, творчески относиться к профессиональной деятельности, владеть навыками профессионального поведения на основе принятия правил профессиональной этики.
В качестве условий, способствующих эффективности профессионального воспитания, выделяют следующие:
Создание ситуации выбора на каждом этапе профессионального воспитания;
Дифференциацию целей, задач, содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов;
Направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;
Построение системы профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации личности будущего специалиста;
Организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, Диалога, установления субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами;
Ориентации студентов в ценностях будущей профессиональной деятельности;
Построение содержания учебных дисциплин в направлении самопознания, самоанализа, саморазвития личности студента как "УДущего специалиста.
В связи с этим стоит остановиться более подробно на механизмах профессионального развития и становления личности студента.
Из психологии известно, что развитие - это основной способ существования личности, благодаря которому происходит накопление, обновление ее количественных и качественных изменений Профессионально-личностное развитие студента колледжа мож-но определить как единство общекультурного и профессионально-обусловленного в личности, индивидуально личностную окрашенность педагогической деятельности.
По ходу развития личности постепенно происходит ее профессиональное становление. Поскольку в психолого-педагогической литературе наблюдается разнообразие трактовок понятия «становление», за основную примем такую.
Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.
Профессиональное становление студента средней профессиональной школы - это процесс профессионального самоопределения, адаптации к профессии, образовательному учреждению, овладения специальностью, положительного отношения к выбранной профессии, проявления желания работать или продолжать образование по избранной специальности после получения диплома о среднем профессиональном образовании.
Становление студента как специалиста предполагает:
1) появление новых психических качеств личности, которые раньше или полностью отсутствовали, или были, но в другом виде;
2) возникновение различных видов профессиональной деятельности.
Процесс профессионального становления детерминируется рядом факторов, среди которых выделяются окружающая и внутренняя среда, жизненный опыт студента, активность личности.
В основе профессионального становления находится профессиональная направленность личности как системное качество личности, определяющее ее отношение к профессии, потребность и готовность к профессиональной деятельности. Выделяют несколько составляющих профессиональной направленности:
а) профессиональная позиция как методологическое основание направленности в виде профессиональных мотивов, ориентации, принципов;
б) ценностные ориентации как относительно устойчивые социально обусловленные оценки значимых сторон профессиональной деятельности;
в) профессиональное самоопределение как сложный процесс поиска личностью своего места в профессии, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности, приобретение определенного профессионального статуса;
г) профессиональная компетентность как опыт, знания, умения, навыки и привычки, реализуемые в профессиональной деятельности.
Профессиональное становление личности как непрерывный процесс формирования и проектирования личности специалиста имеет свои стадии.
На первой - стадии формирования профессиональных намере- ии - происходит отбор способов получения профессионального "бразования в соответствии с выбранной профессией.
На второй - стадии получения профессионального образова- иЯ - происходит адаптация к учебному заведению, к новой роли студента, освоение системы профессиональных ЗУН, формирование профессионально значимых качеств личности и положительного отношения к профессии.
На третьей - стадии профессионализации - происходит вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта, дальнейшее развитие личностно-профессиональных качеств, нужных для квалифицированного выполнения профессиональной работы.
На четвертой - стадии мастерства - происходит качественное выполнение профессиональной деятельности на основе творчества, интеграции сформированных профессиональных ЗУН в индивидуальный стиль деятельности.
Современная социокультурная обстановка требует обращать внимание на формирование личностно-психологической и социально-профессиональной успешности индивида. В связи с этим в профессиональном воспитании акцент смещается в сторону реализации модели личности, способной к самостоятельной и контекстной выработке средств адаптации, обеспечивающей в конечном итоге ее жизнеспособность.
Личность должна:
Владеть минимально необходимым и максимально возможным объемом знаний, обеспечивающих адаптацию в среде и успешную реализацию личностных целей;
Иметь сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие самостоятельно принимать решения в ситуациях учебного, социального, гражданского выбора, нести ответственность за результат, обеспечивать готовность личности к освоению и использованию наиболее эффективных интеллектуальных стратегий;
Владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, учебной, трудовой деятельности, выполнения профессиональных, гражданских или семейных обязанностей;
Владеть социально необходимым уровнем общей, технологической, валеологической, профессиональной культуры;
Иметь такие личностные качества, которые позволяют человеку продуктивно реализовать свои цели, соотносимые с целями и потребностями окружающих людей, государства, общества в Целом;
Обладать физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными и другими жизненными ресурсами, обеспечивающими жизнеспособность, саморазвитие конкретного человека вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, применяя социально приемлемые формы поведения.
Обозначенная модель личности требует обратить внимание на формирование системы свойств личности в процессе профессионального воспитания.
Свойства личности как основа конкретного ее существования, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, к материальным и духовным ценностям выражают единство согласованности человека с обществом и самим собой. Это проявляется во внутреннем равновесии, стабильности и единстве всех составляющих ее свойств. Поэтому говорят о «самоактуализирующейся» и «самоуничижающейся» личности.
Свойствами личности становятся такие качества, как восприятие действительности, такой, какая она есть; признание себя, других людей, природы; доброжелательность по отношению к другим людям; чувство юмора; открытость для опыта; эмпатия; потребность оценки своих действий; способность действовать независимо от других; доверие; творчество и т.д.
Одним из ведущих свойств развивающейся личности является «здоровое самоуважение», выраженное в реальной оценке собственных возможностей, самопринятие, самоуважение, автономия, умение быть в компании и наедине с собой. Человек, обладающий чертами «здорового самоуважения», проявляет открытость в общении; у него довольно большой поведенческий репертуар, активная спонтанность; способность радоваться и получать удовольствие; включенность в настоящее. Он обладает набором следующих умений и навыков:
коммуникативных, позволяющих гармонизовать личные отношения с другими людьми, создающих умение общаться, трудиться в коллективе;
профессиональных, определяющих готовность специалиста пересмотреть свою социально-профессиональную ориентацию, приобрести новую профессию, установить эффективные связи;
технологических, проявляющихся как умение решать теоретические и практические проблемы на основе анализа и с использованием научных знаний;
информационных, позволяющих добывать, сохранять и использовать полученную информацию.
Кроме этого самоактуализирующаяся личность - это социально зрелая, высокомотивированная личность, готовая стать полезной для общества, владеющая богатством мировой и отечественной культуры.
Особенностью «самоуничижающейся» личности являются низкая или надуманная самооценка, когда человек неадекватен в оценке своих возможностей; самобичевание или излишняя самокри-
а когда он не видит своих достижений; самозаблуждение на т снове переоценки собственных способностей; эмоциональная зависимость от других; противоречивость, выраженная в отрицании необходимости в других. Поэтому в результате такая личность придерживается неизменных штампов поведения; критикует ДРУ ГИХ " >что бы поддержать собственное «Я»; не умеет слушать других, избегает обратной связи; подавляет, отрицает собственные чувства или хранит их в себе.